Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

О чем я не пишу

Петр Поспелов редактор отдела культуры газеты "Ведомости"...

Ведомости / Среда 24 марта 2010
Петр Поспелов редактор отдела культуры газеты "Ведомости"
Вот эпизод из опыта редактора отдела культуры деловой газеты. Звонит пресс-секретарь крупного московского театра: «Петр, умоляю. Спонсор готов оплатить нам гастроли в Иркутске, но с условием, что об этом напишут «Ведомости» и «Коммерсант». Что я должен ей ответить? «Я бы рад, — говорю, — но писать о гастролях в Иркутске, по идее, должны иркутские газеты».
Такие мольбы, впрочем, редкость. Иногда пиарщики, чувствуя, что спектакль рецензенту понравился, понизив голос, говорят: «Петь, если получится, то вверни, пожалуйста, про спонсора». Тут я отвечаю: «Постараюсь», — и действительно вворачиваю, как бы невзначай.
Чаще же гордо молчат и не просят ни о чем.
В газете «Ведомости» спонсоров упоминать не запрещено. И только вечной нехваткой газетного места оправдываю я себя, когда, например, не пишу о том, что Российскому национальному оркестру оказывает поддержку Фонд Михаила Прохорова.
РНО, которым руководит Михаил Плетнев, — лучший оркестр Москвы. Так считают многие критики, в том числе и в газете «Ведомости». И один из двадцати лучших оркестров мира. Так считает британский журнал Grammophone. Российское государство считает иначе. Те деньги, которые называются президентскими грантами (на самом деле это просто прибавки к зарплате оркестрантов), многие годы выделяются другим оркестрам — возможно, тоже хорошим, но уж точно не лучшим, нежели РНО. В прошлом году РНО, двадцать лет бывший частным оркестром, получил государственный статус. Но и это не изменило ситуации: новые гранты, о чем еще официально не объявлено, снова распределены в обход Плетнева и его музыкантов. Получается, что поддержка Фонда Прохорова теперь будет не прибавляться к государственной поддержке, а компенсировать ее нехватку. Частный бизнес, таким образом, ведет себя более цивилизованно, чем государство. И хотя в итоге государственные деньги и деньги из фонда складываются в кассе оркестра, государство и частный благотворитель выглядят не только союзниками, но и соперниками. Если меценат опирается на более квалифицированные экспертные решения, нежели государство, значит, он обгоняет государство интеллектуально. И этим отчасти выручает государство.
Но есть логика и в том, чтобы расценивать поддержку культуры как социальную деятельность, раз в конечном счете она идет на благо зрителя, слушателя, человека. И здесь я обязан написать именно о том, о чем мне запрещено писать в газете «Ведомости».
Мне запрещено писать: «Этот спектакль мог понравиться только ослам». Или: «Бурные аплодисменты свидетельствовали о невзыскательном вкусе аудитории». Вкусы зрителя, он же читатель, осуждать нельзя. А иной раз мне написать так очень хочется. Среди новой публики, которой повсюду много, настоящие ценители не создают большинства, даже если это концерт РНО и Плетнева, а у них аудитория как раз из лучших.
Частные покровители того или иного оркестра вносят свою лепту в то, чтобы скрипач или флейтист не перебежал в другой оркестр, где лучше зарплаты. Чтобы оркестру не пришлось повышать цены на билеты и мотаться по лишним гастролям. Но кому-то приходится заботиться и о том, чтобы в зале сидели люди, способные отличить скрипку от флейты.
Культура, как и сиротские дома (в Венеции XVIII в. их называли консерваториями и воспитывали в них лучших певцов и музыкантов), — дела государственные. Но это и территории, где частный благотворитель способен доказывать интеллектуальное превосходство.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков