Театральная критикаВоздать по заслугамГлавными событиями фестиваля «Сезон Станиславского» станут последние спектакли Льва Додина и Эймунтаса НякрошюсаВедомости-Пятница / Пятница 03 ноября 2006 Перед додинской премьерой «Короля Лира» минувшей весной по Петербургу ползли слухи: мол, там на сцене четыре голых мужика и матерятся. После премьеры этот интерес подогрели рецензии, слухи подтвердившие. Однако околотеатральная молва, как правило, занимается глупостями. Голые в спектакле действительно присутствуют, мат тоже (текст специально сделанный подстрочник), но это совсем не главное и уж точно не самое любопытное. Куда интереснее следить за тем, как Лир (Петр Семак), этакий седобородый режиссер и педагог, по-театральному аффектированно, явно играя на публику, выясняет отношения со своими дочерьми/ученицами. Как разворачивается сюжет не предательства отца детьми, но закономерного воздаяния Лиру за то, что он сам установил законы этого лживого порченого мира, заставил им следовать, а вот теперь и получает от им же извращенных людей по первое число. Нельзя не уважать огромной смелости выдающегося режиссера, решившегося на такой рассказ. Другое дело, что «Король Лир» не стал легким и гармоничным созданием, как, например, «Дядя Ваня», предыдущая работа Льва Додина. Второй акт просто не получился (и то самое пресловутое обнажение Лира, Эдгара, Кента и Шута разом не помогло). Однако смотреть, как Додину не вполне удалась трагедия Шекспира «Король Лир» в тысячу раз интереснее, чем на «удачи» многих его коллег. То же самое можно сказать и про «Фауста» Някрошюса. Спектакль не дарит такого зрительского счастья, как некогда някрошюсовские «Гамлет» или «Маленькие трагедии». Публике предстоит трудная четырехчасовая интеллектуально-чувственная работа: следить за сверхнасыщенной или, наоборот, разреженной режиссерской речью, состоящей из непрерывной цепи сложных и красивых метафор. Хотя история, рассказанная на этом непростом языке, сама по себе довольно проста. Фауст (Владас Багдонас) здесь не прибегает ни к каким омолаживающим процедурам (соответствующая сцена в трагедии Гете купирована), и получается, что немолодой дяденька устал заморачиваться мировыми проблемами и решил искать душевного равновесия с помощью юной плоти да вот ее, эту юность, Гретхен, и погубил. Остальная афиша «Сезона Станиславского» не хуже просто она составлена из московской продукции: «Трамвай «Желание» Генриетты Яновской в ТЮЗе, «Рассказ о семи повешенных» Миндаугаса Карбаускиса в «Табакерке», «Захудалый род» Сергея Женовача в Студии театрального искусства. А это можно посмотреть и без всякого фестиваля. 12 ноября 4 декабря, фестиваль «Сезон Станиславского»; 15, 16 ноября, «Фауст», театр Meno Fortas, на сцене «Новой оперы», ул. Каретный Ряд, 3, тел. 694 08 68; 22-24 ноября, «Король Лир», МДТ Театр Европы, на сцене МТЮЗа, Мамонтовский пер., 10, тел. 299 53 60 |