Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Между сакральным и шутовским

В парижском театре Chatelet Олег Кулик поставил «Мессию» Генделя. Художник вернулся к опыту создания пространственной литургии, начатому два года тому назад, когда Кулик ставил здесь же «Вечерю Богородицы» Монтеверди

Ведомости / Среда 06 апреля 2011
Действие оратории Генделя (она идет в оркестровке Моцарта и на немецком языке) в отличие от «Вечери» сконцентрировано на сцене, а коллективный перформанс уступил место четко организованному спектаклю.
Впрочем, как сакральную видеоинсталляцию французы спектакль не восприняли. Заголовки парижских газет: «Мессия» для глухих«, «Православный “Мессия” хайтек», «Неудобоваримый “Мессия” Кулика»,»Невыносимый «Мессия» и просто «Караул»! Посыл французской критики: дайте нам наслаждаться чистой музыкой, долой визуальных и прочих провокаторов.
Критикам было от чего прийти в недоумение. С двух сторон авансцены находятся православные священники в праздничных ризах. Хор монахинь и монахов поместили (неслыханная для оратории дерзость) в оркестровую яму: на сцену они выходят только к концу второго действия, когда поют «Аллилуйя». Рядом со священником пристроилась одетая в красный хитон меццо-сопрано — видимо, Богородица. А сцену Кулик превращает в гигантский проекционный экран, на котором разворачивается эклектичное визуальное действо, иллюстрирующее как евангельский сюжет «Мессии», так и собственные фантазии художника.
Пока солисты поют пророчества Исайи, на зеркале сцены неистово бушует трехмерная световая анимация, а в глубине сценического пространства идет круговой парад футуристических машин-роботов, между которыми мечется человечек. Он в балахоне и тиаре, но вскоре они меняются на набедренную повязку и шутовской колпак. В программке читаем, что это Андрей Иванов, солист Мариинского театра. Но назвать танцем эти бессмысленные манерные движения язык не поворачивается. Из той же программки узнаем, что мим, он же дитя и художник, — это и есть Мессия и его роль — противостоять «дьявольской» структуре механизированной жизни роботов. Что ему в высшей степени удается: во второй части, когда мим падет на руки меццо-сопрано в композиции «Пьета», роботы в прямом смысле слова летят в тартарары. Тогда как наш шут по световой лестнице поднимется в небо.
Кроме танцора в действие оратории ввели Комментатора — в начале каждого акта на сцену выходил известный французский философ, 80-летний академик Мишель Серр и перед большой открытой книгой на пюпитре медитировал на темы зла современного мира. Например, бесконечно варьировалась мысль о том, что современное общество — общество смерти, потому что культивирует в человеке чувства зависти и соперничества.
Механической мертвой структуре у Кулика противостоит божественная, отраженная в видеовитражах — главной удавшейся придумке художника. Витражи соответствуют структурной мозаичности самой оратории. Все становится единым культурным полем — и картины старых мастеров, и кадры архивной видеохроники, и иконы, и буквы иврита, складывающиеся в калиграммы, и видеофантазии. Наивная картинка-кич и сложная образная композиция визуальных пространств накладываются друг на друга. Простенькая иллюстрация — кадры из фильма Скорсезе «Последнее искушение Иисуса Христа». И тут же блистательная находка «остановившегося времени» — долгое созерцание оживающих клейм житийной иконы мучеников. В сцене Голгофы багряные пятна крови, растекаясь, складываются в Древо жизни, переходят в контуры «Распятия» Тинторетто, оскаливаются ужимками уродцев из «Несения Креста» Босха.
В финале пространство будто расширяется, впускает в себя свет, приближается к сакральному. Последний хорал «Достоин агнец закланный» звучит пронзительно. Те, кто не ушел после первого действия, в конце третьего кричали браво.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков