Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Колокола, молитвы и цыганка Груша

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Концертная опера Родиона Щедрина «Очарованный странник», в 2002 г. заказанная композитору Нью-Йоркским филармоническим оркестром, дождалась российской премьеры на фестивале «Звезды белых ночей»...

Ведомости / Четверг 12 июля 2007
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Концертная опера Родиона Щедрина «Очарованный странник», в 2002 г. заказанная композитору Нью-Йоркским филармоническим оркестром, дождалась российской премьеры на фестивале «Звезды белых ночей». Концертный зал Мариинки был полон, даже на балконе не осталось свободных ступенек.Рассказ о мытарствах Ивана Северьяновича Флягина на пути из крепостных в монахи Щедрин ведет в приглушенном исповедальном тоне. Сюжет Лескова превращен в житие. Мастерски написанная партитура излагает его узнаваемой музыкальной речью, настоянной на колокольности, знаменном распеве, хоровой литургии и городском романсе вперемешку.
«Опера» здесь условное обозначение. Персонажи любовного треугольника — Иван (бас), его пассия цыганка Груша (меццо), любящая Князя (тенор), — не разыгрывают страсти, а ведут размеренное повествование, изредка задерживаясь в ариях. К тому же между солистами поделена партия Рассказчика, как в оратории, — от третьего лица.
Но главным героем стал хор: его монолитная масса то изображает удары колокола, то каждая группа оживает изнутри в полифоническом плетении. А тишайшие протянутые звуки (хор поет с закрытым ртом) превращают светское пространство зала в храм с обволакивающей акустикой, благодатной для долгих монологов-молитв.
Не то чтобы в сочинении нет динамичных, эффектных мест, просто они не становятся вехами. Равнинный ландшафт полуторачасовой оперы, как бы мил сердцу он ни был в каждом отдельном соло и хоре, не пошел на пользу целому, ставшему размеренной чередой эпизодов. Задушевный, безыскусно-безысходный дуэт Князя и Груши, где тенор и меццо не отличить, когда они расходятся после долгого унисона (блестящий слуховой обман), — мог бы стать тихой кульминацией, но проходит мимо рядовым полустанком.
Впрочем, кульминация в сцене гибели Груши (где Иван сталкивает ее с обрыва по ее же просьбе) состоялась. Инъекция театральности оказалась кстати: короткий взлет — и весь состав рушится вниз в глиссандо, быстро теряя силу и оставляя лишь выдох солистки.
Молодая Кристина Капустинская (Груша), в придачу к темно-прозрачному тембру, показала умение враз схватить зал под уздцы и вести его сколь угодно долго на поводу у своего ограненного пианиссимо. Она составила достойный терцет с Сергеем Алексашкиным (звучный Иван) и Евгением Акимовым (певшим Князя еще на нью-йоркской премьере). Под управлением Валерия Гергиева опус Щедрина прозвучал на уровне. Чуть заметную развинченность между группами компенсировали выпуклые детали.
Зал приветствовал композитора еще до начала, а в конце Щедрина десять минут чествовали стоя. И не скажешь, чего больше было в этих чинных, дружных аплодисментах — благодарности за музыкальное переживание или почтения к живому классику.

Современные русские композиторы: Родион Щедрин
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков