Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В стиле триумфа

Молодежный оркестр Венесуэлы под руководством дирижера Густаво Дудамеля не показал в Москве тонких сторон своего искусства, но взял числом и коллективным темпераментом

Ведомости / Понедельник 21 июня 2010
Я пробовал считать, но сбился — потому положусь на слова ведущей, которая заверила нас, что в Молодежном оркестре Венесуэлы имени Симона Боливара, выигравшего 472 сражения, содержится 190 музыкантов. Для Венесуэлы это элита: попасть в число счастливцев мечтает каждый подросток, обучающийся по программе El sistema, а таких в стране 30 000. Основатель «Системы» — 70-летний Хосе Антонио Абреу внимал своим воспитанникам, сидя в третьем ряду амфитеатра, и по примеру московских венесуэльцев, дружно явившихся в Концертный зал имени Чайковского, вся публика чествовала его стоя.
Но элита элитой, а 190 человек на сцене — это вдвое больше, чем в нормальном оркестре. Такой состав отлично подходит для «Весны священной» Стравинского: обычные оркестры, чтобы сыграть ее, мобилизуют все резервы и редко обходятся без внештатников — в то время как у боливарцев еще остается скамейка запасных. Но играть таким количеством партитуры Бетховена и Чайковского с их скромным парным набором инструментов отваживаются разве что на помпезных оркестровых саммитах, да и то под открытым небом — в то время как боливарцы подают таким макаром негромких классиков в уютных европейских залах во время каждого европейского турне.
Принцип прост: если у Бетховена солирует один гобой, то солирует один гобой. Если же у Бетховена написано «играть обоим», то играют пятеро. Вместо трех тромбонов и тубы в тутти включаются семь игроков. Вместо двух труб наяривают четыре. Деревянных духовых — 20 шт. Такие силы способны решительно перевесить струнную группу, но поскольку и струнников сидит орава необъятная, то здоровый баланс соблюдается. Когда в финале Пятой симфонии все соединяются вместе, при поддержке старающегося во всю мочь мускулистого литавриста, то поневоле думаешь о том, как изменились времена и стандарты: при Бетховене весь оркестр не насчитывал и трех десятков человек — в то время как сегодня у боливарцев одних контрабасов 13.
По меркам аутентизма и Чайковский, доставленный из Венесуэлы, не был Чайковским — и все же суровая тема, открывающая Четвертую симфонию, излагаемая восемью валторнами и пятью фаготами (вместо положенных 4 + 2), производит небывалое впечатление.
Есть, однако, музыка, которая звучит у боливарцев всецело аутентично. На первом месте в списке идет «Мамбо» — номер из мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история». Он обычно исполняется на бис, не стали исключениями и оба московских концерта. Валторнисты в нем играют на манер саксофонистов, шестеро ударников задают бешеный ритм, при этом прочие оркестранты ухитряются не только играть, но и танцевать вокруг своих стульев, махать скрипками над головой и подбрасывать тромбоны в воздух.
Не менее заводной номер — «Маламбо» из балета Альберто Хинастеры «Эстансия», который тоже прозвучал в обоих концертах. Если в других номерах сюиты аргентинский композитор еле удерживается от того, чтобы не начать впрямую переписывать «Весну священную» Стравинского, то в этом номере он ловит то состояние, которое спортсмены и танцоры называют «вторым дыханием», а венесуэльские ребята еще и оделяют им зрительный зал.
Стоит ли говорить, что с ритмом, выносливостью и громкостью игры у них все более чем в порядке — что, естественно, идет на пользу исполнению все той же «Весны священной», как и бравурных финалов Бетховена и Чайковского. И, честно говоря, этих качеств вполне хватает на то, чтобы сыграть две полноценные концертные программы. Поэтому совершенно не хочется упрекать 29-летнего дирижера Густаво Дудамеля за то, что он не добрался до той последней правды, которую хранят партитуры великих.
Нет, Дудамель вовсе не мыльный пузырь эпохи масс-медиа. Среди его видеозаписей есть одна, где он добивается от лондонской «Филармонии» особо тонких красок в Пятой симфонии Шостаковича. Та же Пятая Бетховена записана Дудамелем и боливарцами на Deutsche Grammophon изумительно оригинально (Седьмая — вполне стандартно). Но все мы, музыканты, знаем, как трудно хранить тонкую работу — что-то забывается, чуть меняется список участников, и все нужно начинать сначала. В Зале Чайковского негромкие места Пятой слегка расплылись. Дудамель как будто и не очень усердствовал с тонкостями — кроме двух засурдиненных труб, солировавших на пределе пиано, в «Весне священной» ничто не обратило на себя особого внимания. Смаковать вкусные подробности — нет, в этот раз у Дудамеля и его подопечных были более важные дела: безупречно выдать зубодробительные ритмы и до верха загрузить зал плотным фортиссимо. Низенький улыбчивый Дудамель вел концерты в стиле триумфа — и заслуженно снискал его.
Что меня удивило больше — невнимание, с которым маэстро проехал места, принципиальные для того, чтобы Четвертая Чайковского стала драматургически осмысленным произведением. За вычетом полнозвучия и ловкости в быстрой игре исполнение Четвертой было достойно любой ремесленно сколоченной партитуры. На ее фоне выиграла «Маргаритенья» — очаровательная пьеса венесуэльца Иносенте Карреньо. На ее музыкальном диалекте молодые оркестранты изъяснялись непринужденно и легко.

Нарасхват
Густаво Дудамель руководит еще двумя оркестрами – Гетеборгским («научил шведов свинговать» – отмечает критика) и Лос-Анджелесским, входящим в первую десятку оркестров мира.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков