Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Московская актриса

Темой юбилейного бенефиса Надежды Грачевой в Большом театре стало уникальное мастерство танца и жизни знаменитой балерины

Ведомости / Четверг 12 ноября 2009
В последние годы имя Надежды Грачевой редко встречалось среди участников премьер Большого и его победных зарубежных гастролей. Лицо Большого последних лет правления Григоровича, она оказалась на вершине карьеры в таком юном возрасте, что для некоторых зрителей давно уже обитает где-то на Олимпе рядом с Максимовой и Семенякой. Другим она сегодня просто неизвестна — немногие помнят ее феерические первые выходы в «Лебедином озере», «Баядерке» и «Сильфиде», в начале 1990-х расколовшие балетоманов так же, как сегодня дебюты другой восходящей звезды Большого — Натальи Осиповой. Но если юная Осипова получила в свои хореографы молодого и амбициозного Алексея Ратманского, благодаря которому ее открыл большой балетный мир от Лондона до Нью-Йорка, то на долю Грачевой достался Юрий Григорович, к тому моменту увенчанный всеми наградами и уставший от многолетней власти.
Опытный глаз главного хореографа страны сразу определил в Грачевой не просто хорошие данные, но новые для современной балетной эстетики возможности. Мягкие ноги, легко поднимавшиеся прямо к уху, точеная форма которых была подчеркнута изысканно выгнутой стопой, элегантно «пели» в медленных адажио и давали упругость в прыжковых аллегро. Девочку из Алма-Аты, где начинала учиться Грачева, перевели в Москву и с имперской лихостью взвалили на нее весь репертуар Большого. Он был слишком однообразен, чтобы быстро выковать из балерины актрису, и достаточно объемен, чтобы придавить ее своей мраморной тяжестью. Выросшая в духоте узкого и однообразного репертуара, Грачева стала восприниматься как балерина одной — агрессивной — эмоции и одного — позднесоветского — стиля.
Для своего бенефиса Грачева выбирала только те образы, в которых никогда в Большом не выступала. Но и при этом ее пожелания не простерлись дальше привычного московского репертуара: в программе не мелькнули ни излюбленные более молодыми балеринами Аштон и Макмиллан, ни интригующие молодых Эк и Килиан. Вместо этого были заявлены фрагменты лжефокинской «Шехеразады» в интерпретации Андриса Лиепы, «Золотого века» Григоровича, «Кармен-сюиты» Альберто Алонсо и «Мадам Бовари» американца Майкла Шеннона, а также фрагмент «Пробуждения Флоры» Петипа, реконструированный Юрием Бурлакой, с третьим актом «Дон Кихота» вместо привычной бисовки.
Но в этой странной окрошке Грачева предстала актрисой, которая не зависит ни от уровня исполняемой хореографии, ни от других изменчивых факторов. Она может быть неожиданно убедительна — смела и притягательна — в «Кармен-сюите», может быть победоносна в классике «Пробуждения Флоры» или по-детски прямолинейна в нелепых извивах «Шехеразады». Но всегда ее выход на сцену — это потребность общения с залом и запредельный уровень профессионализма. Даже засвеченная в постановках, оспаривавших место худших московских премьер предыдущего десятилетия, Грачева преодолела художественный вакуум — в одиночку, только благодаря собственному исполнительскому мастерству, тихо отточенному в те годы, когда она выпала из числа ньюсмейкеров Большого. Она сама уже может стать героиней балета о бескомпромиссности и любви к искусству. Поставьте же его.

Гримасы судьбы
С 1990 по 1995 г. Грачева исполнила в Большом 13 главных партий, а за все последующие годы – только семь.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков