Театральная критикаФорсайт выиграл у звездВместе с молодыми солистами МариинкиВедомости / Понедельник 28 марта 2005 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Пятый фестиваль балета «Мариинский», как и четыре предыдущих, составлен так, чтобы довести балетоманов до эмоционального истощения. На протяжении недели им каждый вечер предстоит дегустировать звезд планетарного масштаба, рассматривая их рядом с собственными примами. Однако после двух первых дней фестиваля стало ясно, что победа достанется не отдельным звездам, а команде Мариинского театра, показавшей Approximate Sonata Уильяма Форсайта.Еще год назад, когда на открытии такого же фестиваля презентовали российские премьеры балетов Форсайта The Vertiginous Thrill of Exactitude и In the Middle Somewhat Elevated, невероятным выглядел сам факт, что Форсайт оказался в России, дал разрешение на исполнение своих знаковых постановок, а в Петербурге нашлась целая группа танцовщиков, будто рожденных для его спектаклей. Балеты Форсайта выглядят танцами после ядерного взрыва сгустки чувств в пустом пространстве. Любые декорации и костюмы смотрелись бы в нем нелепо. Поэтому вместо них только экран, или задник, или занавес; распарывающие сцену лучи; почти репетиционного вида трико. И минимум танцовщиков, каждый из которых главный. Форсайт получил правоверное профессиональное воспитание в Америке и оттанцевал положенное в консервативнейшем Штутгартском балете, но его называют ангелом-истребителем классического балета: своими постановками он катапультировал классический балет в XXI век на 25 лет раньше календарного срока. Когда в преддверии российского дебюта Форсайта Мариинка позиционировала его как последователя Петипа и Баланчина, это выглядело психологическим трюком для собственных прима-балерин, не рвавшихся ломать свои тела в необжитых пространствах современной хореографии. Казалось, личный стиль постановщика никогда не совместится с петербургским балетом там главным достоинством почиталась верность классике. Но оказалось, что последние 10 лет именно Форсайт был тем смутным объектом желания, к которому продирался Мариинский театр, штурмуя высоты генетически близкого Баланчина. Еще обряжаясь в тяжеленные пачки, чтобы освоить скоростные трассы «Симфонии до мажор», и точно следуя библейскому сюжету, чтобы воспроизвести далекий от простодушия лаконизм «Блудного сына», труппа готовилась к космическим перегрузкам форсайтовской хореографии. И сегодня свежая работа труппы поставленная Форсайтом 10 лет назад Approximate Sonata выглядит коллективным портретом молодых солистов Мариинского театра. Фантазия Форсайта может соперничать с компьютерной программой, в которой заложены бесчисленные возможности-варианты развития одного и того же движения, никто до него не умел препарировать движение так, чтобы оно выглядело нарядом hout-couture со швами наружу. Петербургские танцовщики обнаружили в этих гравитационных искривлениях неисчерпаемые источники чистого танца. Самоотверженно следуя за Форсайтом, Елена Шешина и Андрей Иванов выявляют взрывную мощь его хореографии, Яна Серебрякова и Дмитрий Пыхачов изысканность ее рисунка, а Виктория Терешкина с Максимом Зюзиным нечеловеческую расчетливость конструкции. В Approximate Sonata они вычертили такие параллели и перпендикуляры, что искусствоведческие красоты неожиданно превратились в жизненные факты. Молодые солисты продемонстрировали, что отказаться от дополнительного опуса Форсайта все равно что ограничить себя в постановках Петипа одной «Раймондой», а из сотни балетов Баланчина заметить одну «Серенаду». Между тем именитые звезды от участия в Approximate Sonata, в отличие от прошлогодней премьеры, устранились наверное, посчитав свой экзамен на радикальность уже сданным. Они предпочли податься в мировую премьеру молодого англичанина Дэвида Доусона Reverence, где выглядели персонажами светского общества, оказавшимися в секонд-хэнде. |