Театральная критикаХорошо отрепетированная самодеятельность«Метро» в московской опереттеВедомости / Четверг 28 октября 1999 Отныне каждый месяц театр «Московская оперетта» на пять дней будет превращаться в площадку для исполнения мюзикла «Метро». Серия премьерных спектаклей, завершившаяся во вторник, продемонстрировала огромный интерес публики к «тотальному музыкальному проекту», как без ложной скромности называют новый спектакль его создатели. Москва истосковалась по доступному и демократичному зрелищу. Не успел в «Новой опере» закончиться показ московского мюзикла Tomorrowland, как Театр оперетты подхватил «бродвейскую» тему. На пятки «Метро» наступает еще один проект легендарный мюзикл «Волосы» Эндрю Ллойда Уэббера в Театре эстрады. «Show must go on!». Родившись в Варшаве, мюзикл «Метро» попал в Москву после успешного показа на Бродвее. «Метро» номинировался на престижную театральную премию Tony, правда, только в разделе «оригинальная музыка», да и то проиграл. Затем создатели «Метро», композитор Януш Стоклоса и режиссер Януш Юзефович, прокатили его по европейским столицам. И везде ко двору пришлась история молодых музыкантов-самоучек, не прошедших отбор в профессиональное шоу и организовавших собственное альтернативное представление прямо в подземке. Юзефовичу трудно отказать в коммерческой жилке: в каждом городе, где он ставит свое детище, он адаптирует текст к местным условиям. Сюжетные линии остаются неизменными: молодые таланты, пробивающиеся к вершинам славы в борьбе с акулами шоу-бизнеса, любовь главных героев, олицетворяющих «непродажность» чувств. Старая сказочка в броской бродвейской упаковке производит эффект на молодую часть зала. (Тем более что и билеты стоят недорого до 390 руб.) На московского зрителя, конечно, не могут не производить впечатления лазерно-световые трюки (художник по свету Мечислав Кожел) и напористые «самородки» с вокальной и хореографической подготовкой, которых отбирали из 2000 претендентов. На этом, собственно, откровения и заканчиваются. Художественные тонкости плохо обеспечивают коммерческий успех «тотальных» проектов. Убогий русский текст Юрия Ряшенцева и Галины Полиди старательно пытается подделаться под речь тинэйджеров, используя современный жаргон вроде «поехавшей крыши» и «баксов». Музыка Яноша Стоклосы не поднимается выше усредненнопопсового уровня, и как вновь не вспомнить Эндрю Ллойда Уэббера, умеющего создавать настоящие шлягеры с запоминающейся мелодией. Концептуальные идеи Януша Юзефовича не могли не покорить видавший виды Бродвей в начале 90-х: мюзикл для молодых с молодыми непрофессиональными артистами. Тем более что бродвейский вариант был замешен еще и на интересе к странам бывшей Восточной Европы. Сама по себе режиссура отсутствует: чувствуется, что Юзефовичу просто скучно ставить по десятому разу один и тот же спектакль, пускай и с новыми нюансами. Вместо режиссуры присутствует суровая дрессировка юных талантов: бывших солистов детских хореографических коллективов и военных ансамблей песни и пляски. Молодых, задорных, мечтающих о славе, как и герои «Метро». Ребята очень стараются, но подняться над уровнем хорошо отрепетированной самодеятельности им так и не удается. Особенно жалко выглядят разговорные диалоги. Впрочем, выходящий на сцену в роли главного злодея-продюсера звезда театра Дмитрий Певцов подает им плохой пример. «Метро» звездный час дирекции Театра оперетты. Хоть пять дней в месяц, но в зале можно будет увидеть молодежь, а не только отставных военных. Поэтому проект поддерживает правительство Москвы, включившее еще не поставленный спектакль в официальную программу встречи третьего тысячелетия. В канун Нового года предполагается сыграть спектакль на станции «Комсомольская-радиальная». Хотя именно там станет очевидным главная идеологическая проблема спектакля. Ужасы грязной подземки (нью-йоркской, лондонской, парижской) в подземных дворцах сталинской эпохи, вызывающих восхищенное цоканье интуристов, будут выглядеть особенно несуразно. |