Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Без консервантов

«Декабрьские вечера» с английскими аутентистами

Ведомости / Среда 15 декабря 1999
Презрев свои романтические корни и традиции, фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в этом году впервые пригласил музыкантов, исповедующих аутентизм.
Аутентизм — исполнение старинной музыки на оригинальных инструментах — появился в Европе после войны, когда лютни, виолы да'гамба и тому подобные раритеты стали перекочевывать из музейных собраний на концертные площадки. В эпоху постмодернизма исполнять музыку Монтеверди и Моцарта на современных инструментах с их жирным, романтическим звучанием и вовсе стало неприлично. У нас аутентизм начал развиваться только в последние три года, но число его поклонников в России уже очень велико. Это можно было ощутить на двух концертах фестиваля, которые были отданы английским специалистам старинной музыки.
Открывал череду английских вечеров ансамбль The King's Consort, созданный бывшим солистом хора мальчиков Робертом Кингом. За два десятилетия своего существования этот ансамбль-оркестр (в зависимости от произведения в концертах принимает участие разное количество музыкантов, у ансамбля есть даже свой хор) стал одним из лидеров аутентичного движения, особенно в исполнении музыки своего соотечественника — Генри Перселла. В выступлении The King's Consort для нашей публики все было необычно: и однотонное звучание старинных виол и гобоев, и больше похожий на секретер или барную стойку домашний органчик, и стоящий в центре оркестра клавесин, из-за клавиатуры которого Роберт Кинг головой и плечами руководил своими музыкантами.
Выступление Кинга со товарищи мало походило на музейный вечер с законсервированной музыкой. Участники ансамбля играют с таким восторгом и так экспрессивно, оставаясь при этом целиком в рамках сухого и неэмоционального аутентичного стиля, что в зале не остается ни одного равнодушного зрителя. А когда звучали пустые придворные увертюры Георга Филиппа Телемана и Иоганна Фридриха Фаша, хотелось затопить в Белом зале камин и раздать публике для пущего наслаждения по шерстяному пледу и чашке крепкого чая.
Но атмосферу домашнего концерта Роберт Кинг разбавил сольными кантатами Баха, которые, конечно, к чаепитию не располагали, зато удачно вписывались в контекст выставки деревянной скульптуры.
Сольную партию исполнял контртенор Робин Блейз. Во времена Баха женщин в церковь петь не пускали и для этого использовались мальчики или кастраты. К счастью, нынешние аутентисты не требует от исполнителей делать операцию. Поэтому голоса, похожие на голоса кастратов, являются большой редкостью, их старательно пестуют в специальных учебных заведениях, и Англия — один из центров «производства» контртеноров.
Голос Блейза красив и лишен металлического звучания, которое отличает всех доморощенных отечественных контртеноров. Молодого музыканта уже приметили такие «львы» аутентизма, как Тревор Пиннок и Джон Элиот Гардинер. Блейз принадлежит к более «сухим» исполнителям, для которых привнесение актерского и личностного в произведения Баха сродни кощунству. Певец не сразу приноровился к акустике Белого зала, да и голос его оказался маленьким даже для такого камерного концерта, но ценителей аутентизма привел в полный восторг.
Со времен Перселла и вплоть до Бенджамина Бриттена в Англии не было достойных композиторов. Может быть, поэтому с такой тщательностью там собирают произведения «века гениев». Так называют XVII в., когда целая компания композиторов писали песни, объединенные в сборники «Театр музыки». Песни из этого сборника исполнили на «Декабрьских вечерах» сопрано Эмма Керкби и лютнист Энтони Рули.
Аутентизм — царство дирижеров. Фанаты старой музыки их имена произносят гораздо чаще имен исполнителей. Действительно, глядя на Эмму Керкби, трудно поверить, что эта женщина с внешностью провинциальной домохозяйки — одна из немногих солистов, чье творчество дало модному течению новый толчок к развитию. По меркам оперных примадонн у нее совсем нет голоса, а для любителей романтической симфонии ее репертуар и вовсе мусор (песни Генри Лооза, Мэттью Локка и Генри Перселла). Тем не менее пение Эммы Керкби — настоящий театр музыки. Простенькие, лишенные фиоритур и украшательств пассажи превращаются в живые картины: безоблачный, бесхитростный мир, old merry England с зелеными лужайками и наивностью XVII в. Концерт дуэта стал настоящим открытием для большинства слушателей, тем более что Рули сопровождал свое выступление целой лекцией.
В пятницу на «Декабрьских вечерах» выступит еще один коллектив из Англии — мужской вокальный ансамбль Henry's Eight.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков