Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Рихтер и пустота

20 марта Святославу Рихтеру исполнилось бы 85 лет. В свое время Рихтер старался в этот день оказаться за границей и его друзья поздравляли друг друга. После смерти великого пианиста в 1997 г. 20 марта стало днем статусных концерто...

Ведомости / Среда 22 марта 2000
20 марта Святославу Рихтеру исполнилось бы 85 лет. В свое время Рихтер старался в этот день оказаться за границей и его друзья поздравляли друг друга. После смерти великого пианиста в 1997 г. 20 марта стало днем статусных концертов Большом зале консерватории.
Великий музыкант и великий молчальник, Рихтер остается самой противоречивой звездой музыки ХХ в. Его артистическое и человеческое одиночество порождали диаметрально противоположные мнения. Одни воспринимали Рихтера-человека таким, каким он был. Другие считали его чудаком и позером. Когда в 70 лет Рихтер совершил два турне по СССР, играл на плохих инструментах в сибирских школах и клубах, наряду с восторженными возгласами «Это подвиг!»многие посчитали поступок пианиста донкихотством. Нам еще только предстоит прорваться сквозь мифологическую оболочку, создаваемую десятилетиями окружением пианиста.
Концерт памяти Рихтера в этом году был организован с особенной помпой — юбилей обязывает. «Музыкальное приношение Святославу Рихтеру» торопились преподнести его бывшие друзья и коллеги.
И, как это часто бывает, слишком разнообразная программа не пошла на пользу концерту в целом.
Открывал вечер квартет им. Бородина с фортепианным квинтетом Дворжака, который музыканты квартета не раз играли именно с Рихтером. Но от тех времен остались одни воспоминания. Квартет с тех пор поменял состав, и для половины «бородинцев» выступление с Рихтером — только красивая легенда. А видеть на «рихтеровском» месте Людмилу Берлинскую (говорят, Рихтер очень ценил ее, когда она переворачивала ему ноты) было даже неудобно. В общем, квинтет Дворжака стал скорее увертюрой к выступлению главной приманки вечера — великого немецкого тенора Петера Шрайера.
Шрайер не был в Москве 12 лет; в свое время он исполнял с Рихтером «Зимний путь» Шуберта.
И для нынешнего выступления тоже выбрал шесть шлягерных песен венского классика. (Место Рихтера на этот раз досталось молодому Юрию Мартынову, не постеснявшемуся подать свою половину броско и в ущерб ансамблевой слаженности.) 65 лет для тенора критический возраст. Но Шрайер сохранил большинство ценных качеств своего высокого даже по теноровым меркам голоса. И когда он пел знаменитую «Серенаду» из вокального цикла «Лебединая песня», у многих в зале возникло ощущение, что это и есть кульминация всего концерта.
Шрайера сменили на сцене музыканты Государственного симфонического оркестра РФ, еще недавно «светлановцы» (уже год конфликт оркестрантов и Евгения Светланова не может найти разрешения). Оркестр кочует от одного дирижера к другому, что не могло не сказаться на его качестве, тем более что за дирижерский пульт на этот раз встал виолончелист и дирижер камерного оркестра Александр Рудин. Его дирижерские экзерсисы на публике в Москве стали регулярными, но для рихтеровского концерта это было уж слишком плохо.
Виолончельный концерт Дворжака от полного провала спасла солистка — Наталия Гутман. Рихтер не случайно назвал ее «воплощением честности» в искусстве. Гутман, перенесшая недавно операцию на кисти руки, отменила все свои гастроли, чтобы подготовиться к этому концерту. Кажется, из всего окружения Рихтера только она и восприняла его творческие заветы. Как и игра Рихтера, лишенная внешних проявлений шлягерности, но всегда вызывавшая ажиотаж в зале, неженственная, но удивительно выразительная, пластичная игра Гутман рождает схожие настроения. Публика не может не реветь от восторга, когда чувствует художника, отдающего всего себя залу. В этом смысле Гутман — единственная наследница Рихтера. А дальше — пустота.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков