Театральная критикаСтрасти по отшельницеСегодня начинается Фестиваль музыки Софии ГубайдулинойВедомости / Вторник 23 октября 2001 Фестиваль музыки Софии Губайдулиной станет самым крупным событием в мире современной академической музыки за последние несколько лет. Помимо ряда мировых премьер фестиваль примечателен звездным списком исполнителей среди них Валерий Гергиев, Юрий Башмет и Гидон Кремер. В последние годы о Губайдулиной было известно немного. Почти 10 лет она живет отшельницей в деревушке Аппен близ Гамбурга, практически никуда не отлучаясь за пределы Германии, словно вычеркнув из памяти историческую родину. Поэтому ее приезд, да еще в канун собственного 70-летия, представляется событием уникальным. На такой отважный шаг ее уговорил виолончелист Владимир Тонха, ставший организатором нынешнего фестиваля. На протяжении 90-х поклонникам Губайдулиной приходилось питаться слухами о ее западноевропейских премьерах и старыми, сложившимися еще в советские годы стереотипами. В сознании обывателя она осталась частью легендарного триумвирата Губайдулина Шнитке Денисов, одним из лидеров советского композиторского авангарда, которых нещадно травило государство и обожествляли в прогрессивных музыкальных кругах. Ныне, когда легендарное поколение шестидесятников безвозвратно ушло, она кажется отнюдь не революционером, но патриархом, знающим ответы на все вопросы, кодирующим, по ее собственному выражению, философские истины в сложной ткани своих произведений. Вид этой скромной женщины, представшей журналистам на пресс-конференции, заставил усомниться в этих казавшихся прописными истинах. Ее спокойная, несуетная манера поведения, лучистые глаза и открытость больно не вяжутся с ее музыкой тягостно-мрачной, невероятно сложной, нелегкой для восприятия. Вдаваться в чисто музыкальные детали опусов Губайдулиной решился бы не каждый музыковед. Поэтому говорили, что называется, за жизнь. Губайдулина с радостной готовностью отвечала на самые разные, часто никак не связанные с ее персоной вопросы она, не представляющая свою музыку вне социально-культурного контекста, удивительно легко находит точки соприкосновения между своим творчеством и мировой суетой сует. Опровергая тем самым миф о собственной нелюдимости. «Самое страшное в этом мире это экстремизм, в чем бы он ни выражался, в политике, искусстве или человеческих отношениях. События в Америке стали печальным доказательством этого. В моих произведениях я стараюсь избежать крайностей и придерживаться некоего равновесия, золотой середины, в чем мне очень помогает религия», объясняет она свое нынешнее кредо. Отсюда идет и ее неприятие авангарда, одним из символов которого она парадоксальным образом считается в России: «В нем выражается как раз та самая крайность, предел, которого я избегаю. Я бы не хотела быть причисленной к этому течению». Удивительно гармонично уживающаяся с окружающим ее миром, Губайдулина действительно не вписывается ни в один из традиционных образов. Не пророк, не ярая общественная деятельница, она живет лишь для музыки и поэтому снисходительно-безразлична к тем «страстям по Губайдулиной», которые развернутся сначала в Казани (в столице ее родной Татарии тоже решили воздать ей должное), а потом и Москве. Десятилетнее отсутствие Губайдулиной будет с лихвой восполнено громадным музыкальным приношением в рамках посвященного ей фестиваля. В день рождения (24 октября) ее ожидают две премии и грандиозный концерт в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, где будут исполнены два ее знаковых сочинения: «Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных и Концерт для альта с оркестром в исполнении Юрия Башмета и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Завтра, на открытии фестиваля, все тот же Гергиев продирижирует в консерватории ни разу не звучавшими в Москве «Страстями по Иоанну». И, наконец, целый ряд мировых премьер сочинений Губайдулиной состоится в субботу в Малом зале консерватории точная программа этого концерта-сюрприза пока не разглашается. Современные русские композиторы: София Губайдулина |