Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Страсти по отшельнице

Сегодня начинается Фестиваль музыки Софии Губайдулиной

Ведомости / Вторник 23 октября 2001
Фестиваль музыки Софии Губайдулиной станет самым крупным событием в мире современной академической музыки за последние несколько лет. Помимо ряда мировых премьер фестиваль примечателен звездным списком исполнителей — среди них Валерий Гергиев, Юрий Башмет и Гидон Кремер.
В последние годы о Губайдулиной было известно немного. Почти 10 лет она живет отшельницей в деревушке Аппен близ Гамбурга, практически никуда не отлучаясь за пределы Германии, словно вычеркнув из памяти историческую родину. Поэтому ее приезд, да еще в канун собственного 70-летия, представляется событием уникальным. На такой отважный шаг ее уговорил виолончелист Владимир Тонха, ставший организатором нынешнего фестиваля.
На протяжении 90-х поклонникам Губайдулиной приходилось питаться слухами о ее западноевропейских премьерах и старыми, сложившимися еще в советские годы стереотипами. В сознании обывателя она осталась частью легендарного триумвирата Губайдулина — Шнитке — Денисов, одним из лидеров советского композиторского авангарда, которых нещадно травило государство и обожествляли в прогрессивных музыкальных кругах. Ныне, когда легендарное поколение шестидесятников безвозвратно ушло, она кажется отнюдь не революционером, но патриархом, знающим ответы на все вопросы, кодирующим, по ее собственному выражению, философские истины в сложной ткани своих произведений. Вид этой скромной женщины, представшей журналистам на пресс-конференции, заставил усомниться в этих казавшихся прописными истинах. Ее спокойная, несуетная манера поведения, лучистые глаза и открытость больно не вяжутся с ее музыкой — тягостно-мрачной, невероятно сложной, нелегкой для восприятия. Вдаваться в чисто музыкальные детали опусов Губайдулиной решился бы не каждый музыковед. Поэтому говорили, что называется, за жизнь. Губайдулина с радостной готовностью отвечала на самые разные, часто никак не связанные с ее персоной вопросы — она, не представляющая свою музыку вне социально-культурного контекста, удивительно легко находит точки соприкосновения между своим творчеством и мировой суетой сует. Опровергая тем самым миф о собственной нелюдимости. «Самое страшное в этом мире — это экстремизм, в чем бы он ни выражался, в политике, искусстве или человеческих отношениях. События в Америке стали печальным доказательством этого. В моих произведениях я стараюсь избежать крайностей и придерживаться некоего равновесия, золотой середины, в чем мне очень помогает религия», — объясняет она свое нынешнее кредо. Отсюда идет и ее неприятие авангарда, одним из символов которого она парадоксальным образом считается в России: «В нем выражается как раз та самая крайность, предел, которого я избегаю. Я бы не хотела быть причисленной к этому течению». Удивительно гармонично уживающаяся с окружающим ее миром, Губайдулина действительно не вписывается ни в один из традиционных образов. Не пророк, не ярая общественная деятельница, она живет лишь для музыки и поэтому снисходительно-безразлична к тем «страстям по Губайдулиной», которые развернутся сначала в Казани (в столице ее родной Татарии тоже решили воздать ей должное), а потом и Москве.
Десятилетнее отсутствие Губайдулиной будет с лихвой восполнено громадным музыкальным приношением в рамках посвященного ей фестиваля. В день рождения (24 октября) ее ожидают две премии и грандиозный концерт в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, где будут исполнены два ее знаковых сочинения: «Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных и Концерт для альта с оркестром в исполнении Юрия Башмета и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Завтра, на открытии фестиваля, все тот же Гергиев продирижирует в консерватории ни разу не звучавшими в Москве «Страстями по Иоанну». И, наконец, целый ряд мировых премьер сочинений Губайдулиной состоится в субботу в Малом зале консерватории — точная программа этого концерта-сюрприза пока не разглашается.

Современные русские композиторы: София Губайдулина
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков