Театральная критикаОпасно для жизниВ Москве прошла акция «Осторожно, новая музыка»Ведомости / Пятница 09 ноября 2001 Британский совет, славящийся своим нестандартным взглядом на современное искусство, пригласил в Москву «Ардитти-квартет» один из самых знаменитых камерных ансамблей, специализирующихся на современной музыке. Единственный концерт квартета под названием «Осторожно, новая музыка!» состоялся в среду в Малом зале консерватории. Тот факт, что с новой музыкой действительно следует быть осторожным, публика осознала с самой первой минуты концерта. «I want this camera out!» злобно сверкнув глазами, крикнул Ирвин Ардитти, первый скрипач и основатель квартета, едва выйдя на сцену. Сказанное относилось к оператору телеканала «Культура», расположившемуся с камерой в партере. «Out!!!» завопил Ардитти, и замешкавшегося было оператора словно ветром сдуло. После чего, сменив свирепое выражение лица на благожелательную улыбку, Ардитти и его коллеги принялись музицировать. Столь неожиданные перепады настроения, как оказалось, чрезвычайно характерны для «Ардитти-квартета» и в творчестве. Слушая их, словно идешь по комнате ужасов, судорожно готовя себя ко всяким неожиданностям, но и скелет из шкафа, и удар сковородой по голове всякий раз застают врасплох. Сами же музыканты не склонны трактовать слишком серьезно страсти-мордасти, написанные для них современными британскими композиторами. Ошарашивающих звуковых контрастов от еле слышного комариного писка до невыносимой ломоты в ушах они достигают с видимой легкостью, наслаждаясь произведенным эффектом. Там, где их коллегам из культового «Кронос-квартета» требуются стереоэффекты и 10 килограммов аппаратуры, участники «Ардитти» полагаются лишь на естественный резонанс своих инструментов и безупречную профессиональную школу. Тем и замечательны. О качестве исполняемой музыки судить довольно трудно. За вычетом хрестоматийных классиков (Эдисон Денисов, Дьердь Куртаг, Янис Ксенакис), о которых не принято говорить плохо, эти сочинения, видимо, будут жить ровно столько, сколько их будет играть «Ардитти-квартет». Англичане Джеймс Кларк, Джеймс Диллон и Брайан Фернихоу все эпигоны послевоенного европейского авангарда резво развивают те звуковые находки, которые появились еще у Булеза со Штокхаузеном, но броская, полная контрастов форма явно идет в ущерб содержанию. То единственно оригинальное, что в них есть агрессия современного мироощущения, с блеском воплощено исполнителями, на мастерство которых все и рассчитано. Своей безумной сценической энергетикой, парализующей слушательскую аудиторию, «Ардитти» сильно напомнили, как ни странно, итальянских барочников камерный ансамбль Il Giardino Armonico. Помимо взрывного темперамента, общее между ними это авторский, абсолютно индивидуальный подход к исполняемой музыке. Они не жалеют ни себя, ни инструментов, ни публики. Общее напряжение было снято только в финале. После Квинтета для гобоя и струнных Кларка (где к четверке присоединилась гобоистка Кэти Милликен) и Третьего струнного квартета Диллона, греческо-французский патриарх Ксенакис (сочинение 1987 г. «Тетрас») звучал просто, как гамма, а публика радостно смеялась утробному скрипу инструментов, напоминавшему о несварении желудка. Современные русские композиторы: Эдисон Денисов |