Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Не судьба

В среду в Большом театре состоялась первая оперная премьера сезона — «Сила судьбы» Верди. Этот спектакль был сделан еще в 1982 г. для неаполитанского театра Сан-Карло. Арендовав его на два года, Большой убил сразу двух зайц...

Ведомости / Пятница 28 декабря 2001
В среду в Большом театре состоялась первая оперная премьера сезона — «Сила судьбы» Верди. Этот спектакль был сделан еще в 1982 г. для неаполитанского театра Сан-Карло. Арендовав его на два года, Большой убил сразу двух зайцев: сэкономил собственное время и силы, а заодно и отметил столетие со дня смерти Верди. «Папа, а что такое опера?» — вопрошал ребенок в старинном анекдоте. «Опера, это когда один закалывает другого стилетом, а тот вместо того, чтобы упасть на землю, долго и громко поет», — следовал ответ. Новая, т. е. старая «Сила судьбы», могла бы послужить ярчайшей иллюстрацией к этой истории. Здесь действительно умирают долго и с музыкой, истерично заламывают руки и неумело дерутся на шпагах — все давно осмеянные оперные штампы тут как тут, во всей красе. Они, впрочем, довольно-таки умело смонтированы режиссером Карло Маэстрини в общую конструкцию: в итоге получается неглупый, немного наивный и отчаянно старомодный спектакль. Его следует воспринимать в общих чертах, не отвлекаясь на детали, иначе есть шанс увидеть глупейшую мизансцену (пилигримы тащат на себе огромные кресты, будто собрались обустраивать новое кладбище) или комические субтитры с русским переводом (цитата из первого действия: «Простри над ними благую руку, Господи»).
Непредвзятому зрителю приглашение постановочной команды из Италии, приехавшей в Москву восстанавливать старый спектакль, покажется непрактичным: Михаил Кисляров, режиссер и хореограф печально известной «Русалки», в массовых сценах мог бы и танцы получше организовать — не было бы чудовищных цыган, прыгающих по сцене, как зайцы на кремлевской елке (оригинальная хореография Фреди Франзутти). С другой стороны, вся сценическая мишура у итальянцев не несет ровным счетом никакой смысловой нагрузки: поэтому именно в таких спектаклях (иногда и худшего качества) любили появляться Великие: Сазерленд и Тебальди, Френи и Корелли. Здесь им ничто не мешало. В Москве основная ставка, как выяснилось, тоже была сделана на певцов, продемонстрировавших на диво ровный и грамотный вердиевский вокал. Высший стандарт был установлен Сергеем Лариным, чей красивый звучный тенор давно уже облюбовали лучшие европейские театры: в партии героя-любовника Дона Альваро, силою судьбы порезавшего всю семью своей возлюбленной, он был импозантен и щедр на хорошие верхние ноты. Штатная прима театра Елена Зеленская в образ главной героини вписалась несколько менее органично: любящая эффектные страсти, она погубила своей вокальной мощью хрупкую красоту знаменитой финальной арии Леоноры «Pace, pace». Зато корректны и убедительны были все персонажи второго плана: Сергей Мурзаев (Дон Карлос), Вячеслав Почапский (Падре Гуардиано) и Михаил Гужов (Маркиз ди Калатрава).
Эта бравая пятерка и есть, собственно, главный козырь спектакля. В меру своих сил певцы выдерживают этот четырехчасовой марафон, и дирижер Александр Вилюманис им в этом не помощник. Приведший в божеский вид оркестр и извлекший из оркестровой ямы несколько нежнейших pianissimo, он скорее напоминает аккомпаниатора — грамотного и чуткого, бравшего удобные для певцов темпы, но кроившего громадную музыкальную драму по кусочкам. Схема взаимоотношений дирижера со вторым и третьим составом (где тоже много славных голосов), вероятно, не изменится. Убери певцов — и «Сила судьбы» мгновенно сгинет в той репертуарной рутине, которой в Большом театре выше крыши. Но в репертуаре этому спектаклю, кстати, остаться как раз и не суждено: в этом сезоне он пройдет единым блоком еще семь раз плюс восемь раз в следующем сезоне. Так что вряд ли это дитя антрепризы будет иметь какое-то судьбоносное значение для Большого театра.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков