Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Старость не радость

В Бетховенском зале попытался обжиться старинный инструмент — молоточковое фортепиано, предшественник современного рояля. На невиданной здесь ранее диковинке осваивал венских классиков американский пианист и музыковед Малколм Билсон....

Ведомости / Пятница 18 января 2002
В Бетховенском зале попытался обжиться старинный инструмент — молоточковое фортепиано, предшественник современного рояля. На невиданной здесь ранее диковинке осваивал венских классиков американский пианист и музыковед Малколм Билсон.
Сейчас, когда наследие великих гениев прошлого заиграно донельзя, вполне естественно, что наиболее продвинутые музыканты предпочитают найти что-то новенькое, — а для этого нужно часами просиживать в архивах, атрибутировать манускрипты, штудировать старинные издания — в общем, заниматься всем тем, что ранее в обязанности исполнителей не входило. Приглашенный Большим театром Малколм Билсон — яркий представитель этой любопытной формации музыкантов. С тщанием, достойным уважения, он озвучивает свои научные находки самым аккуратным образом, воссоздавая по крупицам ту манеру исполнения, которая была свойственна нашим предкам и которая неизвестна нам. Для реинкарнации подлинного стиля венских классиков требуются соответствующие инструменты, поэтому современный концертный рояль Steinway, презрительно величаемый «машиной», уходит на покой, уступая место своему скромному и застенчивому предшественнику — молоточковому фортепиано.
Любой, кто впервые услышит этот инструмент, имеет все основания для культурного шока — в его тембре столь причудливо сочетаются клавесинная колкость и фортепианная мягкость, что диву даешься: кажется, что какой-то Мичурин от музыки намеренно скрестил два инструмента и новоявленный гибрид пустил в тираж. Усаживающийся возле миниатюрного инструмента Билсон смотрится комично: не пристало взрослому дяде такие хрупкие вещи играть, не дай бог сломает. После первых тактов понимаешь, что действительно не пристало. Билсон, человек с недюжинной хваткой, иногда, конечно, может сотворить нежнейшее пиано (как в семи багателях Бетховена), но в остальное время груб и до обидного неаккуратен. А ведь любая неверная нота тут же летит в зал — ее не закроешь ни характерным клавесинным треском, ни густой рояльной педалью. Фальшивых нот, впрочем, можно было не считать: по мнению историков музыки, в галантном веке играли и пели тоже не ахти как чисто. Главная печаль в другом. Утратив привычную нам фортепианную стать, опусы венских классиков стали походить на дорогие сувениры — такие выставлены в Оружейной палате, ими вроде и не пользовались, но на вид — сто лет в обед. Молоточковое фортепиано создает удивительный эффект: возвращая нас на 200 лет назад, оно апеллирует к тому восприятию, которое, как ни крути, современному человеку не свойственно. Этот инструмент обладает чудесным ароматом, насладившись которым хочется, однако, вдохнуть свежего воздуха и проехаться на шикарной машине, называемой Steinway.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков