Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Победный старт

Мариинская опера открыла «Золотую маску»

Ведомости / Среда 06 марта 2002
Два вечера подряд на сцене Большого хозяйничали петербуржцы. Мариинка привезла два спектакля, вошедших в конкурсную программу фестиваля «Золотая маска»: «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и «Валькирию» Вагнера.
Первое, что поразило публику, до отказа заполнившую зрительный зал, — исполинские размеры обеих опер, каждая из которых (в полном варианте, без купюр) шла более пяти часов. Если в Петербурге к подобным марафонам давно уже привыкли, то москвичам на первых порах пришлось нелегко: народ причитал, клял последними словами Римского и Вагнера, боязливо поглядывал на часы, но не уходил. Что было правильным решением. Пожалуй, еще ни одна гастроль оперной Мариинки в Москву не демонстрировала в столь полной мере мощнейший потенциал театра. Еще год назад, на прошлой «Маске», казалось, что Гергиев — единственный мариинский царь и бог, а все остальные — от режиссера до артистов миманса — свита, сколь послушная и исполнительная, столь и беспомощная без своего короля. Ныне, в первый вечер, когда давали «Китеж», стало очевидным, что гергиевский абсолютизм может быть оспорен и подвергнут сомнению режиссером, в данном случае Дмитрием Черняковым, создавшим абсолютно новую, выразительную и продуманную версию оперы Римского-Корсакова. То, что больше всего поражает в его трактовке, это деликатная манера обращения с авторским текстом, далекая от опыта большинства режиссеров-концептуалистов, любящих перелицовывать оригинальный сюжет. Все сакральные метафоры, выписанные либреттистом Владимиром Бельским, сохранены и легко читаются: гибель Малого Китежа — камерный вариант светопреставления, а финальный вход Февронии в невидимый град все так же олицетворяет путь в рай. Чем сложнее и эфемернее сюжетные ходы, тем более простое и лаконичное их воплощение предлагает Черняков — знаменитую сечу при Керженце он вообще отдает на откуп оркестру, оставляя сцену пустой, ибо лучше, чем живописал в партитуре страшную битву композитор, сделать невозможно. В то же время герои — не сказочные богатыри и красны девицы, а реальные типажи из настоящей, непридуманной жизни. Соблюдая субординацию по отношению к композитору и минимализм сценического оформления, выступил и постановщик «Валькирии», немец Готтфрид Пильц. Не устраивая «борьбу за власть» с Гергиевым, он честно отработал свои пять часов, создав профессиональный спектакль без изысков, но с надлежащим пиететом перед вагнеровской музыкой. Гергиев, как ему и положено, высекал из оркестра громы и молнии, но привычный блеск музыкантов и дирижера отошел на второй план по сравнению с вокальной мощью солистов. Млада Худолей (Зиглинда), Виктор Луцюк (Зигмунд) и Лариса Гоголевская (Брунгильда) демонстрировали такой уровень освоения вагнеровского текста, какой встречается обычно только у немецкоязычных певцов. Впервые в устах отечественных вокалистов стали различимы отдельные интонации и осязаемы смысловые акценты — мариинцы выпевали тексты с таким трепетом, будто они принадлежали Гете или Рильке, а не воинствующему графоману, коим был Вагнер-литератор. Певцы, работавшие на износ, стали главным козырем «Валькирии» и мощными оппонентами гергиевскому единовластию. В таких случаях, правда, дирижер только порадуется тому, насколько умна и профессиональна его команда.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков