Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Московская прописка Валерия Гергиева

Прошедший в Москве Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева стал одним из самых достойных образцов фестивального жанра за последние годы: на нем хорошие музыканты играли хорошую музыку, количество репертуарных шлягеров строго соответствовало количеству ...

Ведомости / Вторник 14 мая 2002
Прошедший в Москве Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева стал одним из самых достойных образцов фестивального жанра за последние годы: на нем хорошие музыканты играли хорошую музыку, количество репертуарных шлягеров строго соответствовало количеству раритетов, а обязательный официоз не испортил атмосферу праздника.
Казалось бы, что удивительного в том, что в столицу в очередной раз приезжает Валерий Гергиев со своими артистами? Мариинский царь и бог, чей стремительный темп жизни и неуемная энергия многажды были воспеты столичной прессой, как выяснилось, может еще преподнести Москве много сюрпризов. Пять вечеров кряду дирижировавший разными программами, Гергиев вдобавок умудрялся отслеживать весь ход фестивальных событий, одновременно появляясь в трех местах, налево и направо раздавая интервью, ручкаясь с полезными людьми, встречаясь со студентами МГУ, заседая на банкетах и репетируя со своими мариинскими питомцами. В том, что гергиевские темпы гораздо ближе взбалмошной Москве, чем степенно-аристократичному Питеру, не сомневался никто, но мгновенная ассимиляция дирижера в столичных условиях поразила настолько, что одна радиостанция с перепугу сообщила о том, что Гергиев берет на себя руководство Большим театром.
На своем обжитом месте, за дирижерским пультом, Гергиев был «вечно тот же, вечно новый». Мариинский оркестр, с которым дирижер обращается как с хорошо объезженным породистым скакуном, раз за разом выдавал отменное европейское качество игры в русских симфонических шлягерах. Конечно, можно было попенять оркестрантам на некоторую вялость и скомканную фразировку в «Пульчинелле» Стравинского или на излишнюю брутальность в «Александре Невском» Прокофьева, но совершенно очевиден был тот факт, что ни один столичный оркестр — ни оперный, ни симфонический — все же не обладает столь каллиграфическим, мгновенно опознаваемым почерком, какой есть у мариинцев. В репертуаре, требующем физической выносливости и недюжинной силы («Жар-птица», «Весна священная» Стравинского, первый акт из «Руслана и Людмилы» Глинки), Гергиев выжимает из оркестра все соки, и зал захлебывается неуемным потоком энергии. В опусах, не предполагающих спортивного азарта, например в «Снегурочке» Римского-Корсакова, исполненной чудесным составом солистов (Ольга Трифонова, Екатерина Семенчук, Марианна Тарасова, Даниил Штода), он тих и идилличен, скупыми графичными жестами обозначая ключевые моменты в партитуре. Его стиль работы — почти спонтанный творческий процесс, когда все происходит здесь и сейчас, а не зафиксировано посредством долгих и нудных репетиций. Такие спартанские условия существования покорно принимают даже те, кто в силу своего звездного статуса мог бы этого не делать — фантастический виртуоз Вадим Репин (исполнивший скрипичные концерты Чайковского и Прокофьева), статная Ольга Бородина, эпизодически появлявшаяся в «Пульчинелле» и «Александре Невском», и легкоголосая Анна Нетребко, изумительно спевшая Людмилу в опере Глинки. Помимо обильных мариинских торжеств гергиевский фестиваль запомнился и хоровой программой: всю Светлую седмицу в московских храмах пели как здешние, так и петербургские хоровые коллективы. Довольно-таки академичный и уж точно не сулящий никаких особых откровений хоровой жанр неожиданно приобрел захватывающую интригу: по ходу фестивального действия у публики появилась возможность сравнить разные школы и стили хорового пения и выбрать своих фаворитов. Особое расположение завоевали, что довольно-таки символично, питерские исполнители — стильный мужской ансамбль «Оптина пустынь» и динамичный Молодежный камерный хор Юлии Хуторецкой. В том, что фестивальными площадками стали московские храмы, ранее вообще недоступные для проведения концертов, и выразилась наиболее полно фестивальная концепция Гергиева. Без излишнего крена в религиозную тематику он выстраивает вполне нормальные деловые отношения с официальной церковью, отдавая дань уважения пасхальным обычаям, но при этом называя свой фестиваль светским мероприятием. Учитывая то, что нынешний фестиваль проходил при поддержке правительства Москвы и московский градоначальник недвусмысленно заявил о планах на следующий год, столице предстоит лицезреть Гергиева и на следующую Пасху. К чему все уже готовы.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков