Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Назад в музей

Долгожданная постановка «Хованщины», увидевшая свет рампы в минувшую пятницу, для многих стала полной неожиданностью — после очевидных попыток соответствовать высоким европейским стандартам театр вновь оказался в плену у своего ...

Ведомости / Понедельник 10 июня 2002
Долгожданная постановка «Хованщины», увидевшая свет рампы в минувшую пятницу, для многих стала полной неожиданностью — после очевидных попыток соответствовать высоким европейским стандартам театр вновь оказался в плену у своего прошлого.
От Юрия Александрова, автора знаменитого мариинского «Семена Котко» (показанного в рамках обменных гастролей Большого и Мариинского театров прошлой весной), ожидали жесткого концептуального спектакля. Поэтому послушать на пресс-конференции про его концепцию было любо-дорого. Все ясно, как божий день. Ключевое понятие новой постановки — раскол, и как реальное историческое событие, и как состояние души русского человека, разрывающегося между добром и злом. Отсюда резкий контраст черного и белого, доминирующих в цветовой гамме спектакля. Отсюда и динамичное развитие образов главных героев, раздираемых противоречиями. На деле же стало ясно, что идею и способ ее воплощения разделяет целая пропасть. Никакие символы и метафоры не читаются: в любом случае они оказались бы ненужным дополнением к уже давно существующим в стенах Большого режиссерским максимам, ничего общего с современным театром не имеющим. Хрупкий мирок прогрессивных идей, которыми руководство Большого потчевало публику весь сезон (новое прочтение классических русских опер, небанальная режиссура и т. д.), с «Хованщиной» рухнул как карточный домик, оставив после себя ощущение разочарования и непредумышленного обмана. Будто ничего не менялось в Большом. Будто бы по-прежнему здесь царит музей.
Музейным удушьем веет уже от самого сценического оформления. В реальности никакого контраста черного и белого нет: есть только унылый серый цвет, и даже солидный опыт сценографа Вячеслава Окунева не смог подсказать ему, что за четыре часа беспробудная серость откровенно утомляет глаз. Впрочем, и «концептуальная» одноцветность не может скрыть от зрителя хорошо опознаваемые атрибуты «большого стиля» — купола собора Василия Блаженного в натуральную величину, аляповатый мост, перегородивший сцену, и немеренное количество захламляющего сцену реквизита. Все по старинке, только теперь — как на выцветшей открытке. Режиссер Александров, в свою очередь, не увидел откровенных ляпов постановочной команды — речку, текущую вдоль (!) моста, недоглядел и за лютеранской девушкой Эммой, почему-то осеняющей себя православным знамением и бьющей поклоны.
В золотое время «большого стиля» довольно статичное сценическое действие могло компенсироваться внятной и продуманной концепцией дирижера. Александр Ведерников за дирижерским пультом оказался едва ли не более пассивным, чем режиссер, — глядя на сероватую сцену, его нетрудно было представить тапером. С первых тактов знаменитого «Рассвета на Москве-реке», открывающего оперу, ведомый Ведерниковым оркестр наградил зал рваной фразировкой, нечистотами духовиков, а по ходу действия вообще стушевался, уйдя на вялое пиано. Чуть позже обнаружилось, что вся музыкальная часть вообще скроена на скорую руку — за интерпретацию выдали не очень грамотный разбор авторского текста, присовокупив слова о том, что «опера будет исполняться без купюр и в классической интерпретации Римского-Корсакова без позднейших наслоений и переделок».
Самое же обидное, что в новой «Хованщине» еще и плохо пели, чего после двух опрятных премьер этого сезона уж никак нельзя было ожидать. В первом премьерном составе ситуация периодически выходила из-под контроля. Нина Терентьева (Марфа) демонстрировала в основном несмыкание связок, ей было не до актерских тонкостей. Владимир Маторин (Досифей), более стабильный в вокальном отношении, шокировал совершенно неуместным для святого старца паясничаньем. Приятным исключением стал ироничный и тонкий князь Голицын в исполнении Михаила Губского, едва ли не единственного вокалиста, обладавшего хорошей дикцией. У остальных персонажей колоритный звонкий слог виршей Мусоргского, самого написавшего либретто, подменялся нечленораздельным бормотанием — столь очевидным, что хоть логопеда зови. Дирижер-постановщик Александр Ведерников, правда, считает, что за неимением лучшего сойдет и так, о чем и заявил на состоявшемся на следующее утро «круглом столе» с участием всей постановочной команды и журналистов. Похоже, что при создании спектакля этому девизу следовали абсолютно все.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков