Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Попытка — не пытка

В Москве состоялась последняя оперная премьера сезона. Маленькая и отважная «Геликон-опера» решилась на постановку одной из самых сложных опер ХХ в. — «Лулу» Альбана Берга....

Ведомости / Среда 10 июля 2002
В Москве состоялась последняя оперная премьера сезона. Маленькая и отважная «Геликон-опера» решилась на постановку одной из самых сложных опер ХХ в. — «Лулу» Альбана Берга.
Сюжет «Лулу», навеянный двумя трагедиями смурного декадента Франка Ведекинда («Дух земли» и «Ящик Пандоры»), не из приятных. На протяжении двух с половиной часов главная героиня занимается исключительно тем, что губит мужские души. К каждому клиенту — индивидуальный подход: в одного Лулу собственноручно стреляет, второй стреляется сам, не выдержав суровой правды о прошлом любимой, третий случайно убивает четвертого — и так до конца, пока на сцене в обличье очередного фаворита не появляется Джек Потрошитель, убивающий саму Лулу. В руках Альбана Берга, одного из столпов нововенской композиторской школы, сюжет заиграл новыми красками, дополнился аллюзиями из жизни самого композитора, придавшего героям черты своих друзей и недругов.
С упоением изучая этот роскошный контекст, можно было радоваться и одновременно переживать за Дмитрия Бертмана осмелившегося взяться за едва ли не самое заковыристое оперное сочинение ХХ столетия. Радоваться — потому что столь «навороченный» сюжет близок почерку Бертмана-режиссера, любящего, когда покровавей и поэротичней. Переживать — потому что его певцы и оркестранты могли пасть в боях с берговской партитурой, с ее графичной мелодикой и головоломными ритмами.
После премьеры стало очевидно, что волноваться за певцов не было особой нужды. Вокальный состав выдюжил треклятую додекафонию, одолел полифоническую вязь ансамблей во втором действии и даже получил общее представление о специфике Sprechstimme — характерного «музыкального говорка», столь же далекого от догм русской вокальной школы, сколь Вена середины 1930-х — от Москвы 2002 г. Пусть никому в голову не придет сравнивать дирижирующего Владимира Понькина с каким-нибудь патриархом вроде Пьера Булеза, а Татьяну Куинджи — с записными Лулу современности, Кэтрин Мальфитано и Кристиной Шэфер. Но при этом Понькин как может управляется с оркестровыми голосами, а певцы лепят вполне одухотворенные и далекие от типичной оперной статики образы. Не раздражает аккуратный русский текст Михаила Жилкина, включающий ненормативную лексику «на злобу дня», но не отдающий откровенной чернухой. В общем, первая попытка не стала пыткой — процесс освоения Берга пошел.
Волнение вызывает Дмитрий Александрович Бертман. Его версия «Лулу» — бессмысленный набор собственных штампов и клише, к стилистике Берга прямого отношения не имеющий. Крошечная геликоновская сцена заполняется громоздким реквизитом — исполинских размеров кривыми зеркалами в форме манекенов (работа художников Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой). Смотрятся они неказисто и мешают многочисленным любовникам Лулу передвигаться по сцене. По этой причине мизансцены выстроены кондово и весь пластический компонент действия обречен на провал. В остатке — нелепый конструктивизм декора, аляповатые костюмы и тусклая световая гамма. Пуская в тираж опробованные приемы, Бертман, вероятно, не понял, что именно надо делать с «Лулу», и, подобно многочисленным героям оперы, пал ее жертвой. Результат неожиданный, но в чем-то закономерный: всегда пестовавший свою радикальность «Геликон», похоже, исчерпал свой лексический запас, столкнувшись с одним из самых радикальных опусов музыкального театра.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков