Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Валерий Гергиев: «Не завидую ни одному театру в мире»

Минувший сезон в Мариинском театре прошел под знаком бурных споров о предстоящей реконструкции основного здания. Неоднозначную реакцию вызвал принятый Госстроем проект реконструкции театра американского архитектора Эрика Мосса. В один из последних пр...

Ведомости / Понедельник 02 сентября 2002
Минувший сезон в Мариинском театре прошел под знаком бурных споров о предстоящей реконструкции основного здания. Неоднозначную реакцию вызвал принятый Госстроем проект реконструкции театра американского архитектора Эрика Мосса. В один из последних приездов в Москву художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев побеседовал с «Ведомостями» о проблемах театра и его реконструкции.
— В последнее время понятия «Петербург» и «Мариинский театр» для многих стали абсолютно равнозначными, особенно в преддверии юбилея города, в праздновании которого Мариинка примет самое активное участие. Стали бы вы ставить такой знак равенства? — Нет, не стал бы. Последние 15 лет, если брать культурную ситуацию в городе, мы существовали довольно обособленно, как Ватикан. Размышляя об этом, я всегда вспоминаю самое тяжелое время для театра, конец 80-х. Когда в 1988 г. я впервые попал в Ковент-Гарден и услышал вердиевского «Отелло» с Карлосом Клайбером и Пласидо Доминго, мне казалось, что никогда — по определению никогда — у нас не будет такого уровня. Даже несмотря на то, что в России были музыканты мировой известности. А уже через год мы с Доминго планировали его приезд в Ленинград. Я никому об этом не говорил, потому что знал, что при катастрофических условиях существования этот проект выглядел бы чистой утопией и единственной реакцией на эту новость был бы смех. Пару лет спустя, когда мы собирались реконструировать постановку «Бориса Годунова» Андрея Тарковского, ничего, кроме презрительного хохота, мы опять же не услышали. Я встретил Александра Лазарева, тогдашнего главного дирижера Большого театра, который, прослышав о моих больших планах, похлопал меня по плечу и сказал: «Я надеюсь, мне не будет за вас стыдно». На что я ему ответил: «Не будет». Сейчас критическая пора пройдена, но расстояние между российскими театрами и остальным миром все еще велико. Поэтому я считаю, что главное, что мы должны сейчас делать, — спокойно, не загоняя лошадей, работать и стараться ликвидировать ту разницу в структурном и дисциплинарном, если так можно выразиться, существовании наших театров и мировых. Скажу честно, что не завидую ни одному театру в мире, зная, каким творческим потенциалом располагает Мариинка. Но в отношении организационных моментов, финансирования мы должны ориентироваться на Запад.
— Западные театры, как известно, структурно более самостоятельны и менее зависят от властей. Вероятно, занимаясь реконструкцией Мариинского театра, вы прочувствовали эту разницу? — Безусловно. В Европе и Америке руководство того или иного театра более самостоятельно в принятии каких-то важных решений. Мы же всегда находимся в подчиненном положении у кого-либо. Занимаясь проблемами реконструкции Мариинского театра, я столкнулся с совершенно сумасшедшим бюрократическим аппаратом. Огромное количество людей с минимальными зарплатами имеют отношение к реконструкции обоих театров, московского и питерского. Можно себе представить реакцию этих клерков, через руки которых проходят бумаги с цифрами $200 млн или $150 млн! А ведь в их власти тихо и незаметно сделать так, чтобы проект реконструкции вообще зарубить на корню. Даже мне, человеку, знающему всю политическую элиту страны, часто не под силу пробить эту стенку — как, впрочем, никому не удавалось ее пробить. При этом Мариинка в силу своего положения не может давать взяток, дарить нужным людям подарки, что опять же является взятками. Дело обстоит далеко не безоблачно — нам предстоит еще хлебнуть горя. Несмотря на то что о реконструкции Мариинки много пишут и говорят, я бы не стал давать радужных прогнозов на этот счет, поскольку не исключаю даже самых худших сценариев развития этой истории.
— Тем не менее именно реконструкция Мариинки парадоксальным образом разожгла неутихающую полемику о современной архитектуре в стране…
— Ситуация с реконструкцией поистине трагикомическая. Всем понятно, что у нас плохо или почти никак обстоит дело с современной архитектурой. И мы, Мариинский театр, оказывается, породили невиданную по размаху дискуссию на эту тему, которой не было лет восемьдесят. Поэтому я считаю, что эта дискуссия и связанный с нею проект реконструкции Эрика Мосса стали одной из самых впечатляющих постановок Мариинского театра. И вследствие скудости нашей архитектурной мысли неудивительно, что на Венецианском бьеннале от России был выдвинут именно проект реконструкции Мариинки… Мы сейчас переживаем нелегкий процесс — учимся решать проблемы такого масштаба, как реконструкция одного из лучших театров страны, в то время как Мюнхен, Бирмингем или, предположим, Роттердам научились делать это еще лет тридцать назад. И здесь рискну предположить, что очень многое зависит от того, как позиционирует себя власть. — Возвращаясь к реконструкции театра, каково ваше личное отношение к проекту Мосса? — В следующем сезоне я буду готов продолжать дискуссию по этому поводу. Сейчас я не хочу заострять внимание на Моссе, потому что главным героем этой истории должен стать не он, а новый архитектурный стиль в Петербурге. Проблема нашего города — мы предпочитаем не создавать новое, а реставрировать. Конечно, реставрировать старые ценности можно до бесконечности, сделает ли нас это лидерами в мировом культурном процессе? Ответ однозначный — нет. За то время, пока все говорили о Моссе, я успел повстречаться едва ли не с десятком лучших людей нашего времени. Я гораздо лучше стал ориентироваться в архитектуре, успел осмотреться вокруг, что творится в мире. Вскоре я даже буду готов определять направление дискуссии по поводу реконструкции Мариинки. Безусловно одно: мы ни за что не выберем неудачный проект, потому что мы ее любим. Ведь только мы изнутри знаем театр и его потребности, а не те люди, которые часами могут поносить с трибуны проект Мосса. Соответственно, мы выберем тот проект, который покажется нам наиболее привлекательным и интересным с точки зрения развития театра. И было бы глупо сегодня Петербургу, да и Москве, не использовать грандиозные брэнды театров, Мариинского и Большого, в достижении наших целей.
— Брэнд Мариинского театра — это прежде всего его мощнейшая труппа. В принятии окончательного решения по поводу реконструкции насколько большое значение будет иметь для вас мнение артистов театра? — Рискну сказать, что мнение наших артистов будет едва ли не основополагающим, так как они, несмотря на сложные условия работы, многие годы остаются верны театру. Звезды Мариинки, настоящие и прошлые, и есть тот коллективный разум, который не даст нам совершить ошибку в выборе. Хотя, конечно же, я всегда прислушиваюсь к советам Михаила Пиотровского или других представителей творческой элиты, формирующих сегодня культурный облик Петербурга. И все же я всегда буду ориентироваться на мариинских артистов — ведь именно им предстоит обживать театр после реконструкции.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков