Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Пуччини — в массы

В субботу в Государственном Кремлевском дворце состоялось первое представление «Тоски» Пуччини — спектакля Римской оперы, поставленного легендарным Франко Дзеффирелли. Совместные усилия Альфа-банка и компании Mercury по внедрени...

Ведомости / Понедельник 23 сентября 2002
В субботу в Государственном Кремлевском дворце состоялось первое представление «Тоски» Пуччини — спектакля Римской оперы, поставленного легендарным Франко Дзеффирелли. Совместные усилия Альфа-банка и компании Mercury по внедрению высокого искусства в народные массы увенчались почти стопроцентным успехом.
Представьте себе следующую ситуацию. Вы приходите в магазин компакт-дисков и из 20 версий «Тоски» Пуччини собираетесь купить новейшую — в посверкивающей глянцем упаковке, с толстенным буклетом, где можно найти огромное количество полезной информации, либретто с переводом на три языка и красивые картинки. В последней момент вы, правда, замечаете, что эта же самая запись имеется и в другом издании — без глянца, без либретто и картинок, но в два с половиной раза дешевле. Не будучи меломаном, да и вообще зная о Пуччини понаслышке, вы купите именно этот вариант — и останетесь вполне довольны своим выбором.
Привезенная в Москву «Тоска» — по сути, такой же продукт категории mid price, безупречно качественный, без изысков, но доступный всем и каждому. Альфа-банк, до сего момента потчевавший столицу идолами массовой культуры, а теперь решивший попробовать силы в более изысканном жанре, не зря выбрал для римской «Тоски» унылые кремлевские хоромы — да, конечно, акустика здесь оставляет желать лучшего, зато лицезреть оперные страсти могут тысячи. Оркестр и солистов старательно подзвучивали, но микрофоны, по счастью, не фонили, оркестр не перекрывал голоса, и работа звукорежиссеров в целом производила пристойное впечатление. Единственный же большой промах постановочной команды, увлеченной борьбой с кремлевской акустикой, был связан с отсутствием субтитров на русском языке, которыми сейчас располагает любой приличный оперный театр: трудящимся массам нелишне было бы узнать, о чем поют герои.
Впрочем, даже полным профанам, не понимающим ни слова по-итальянски, в течение двух с половиной часов есть чем заняться. Ибо спектакль Дзеффирелли, само имя которого рождает множество приятных ассоциаций, по-итальянски роскошен и избыточно красив. Трагическая история любви певицы Флории Тоски и художника Марио Каварадосси, отягощенная множеством побочных мотивов, задрапирована в парчу и бархат интерьеров и напоена символикой католического Рима. Действие, перенесенное со сцены на небольшой подиум посреди оркестра, достаточно статично. Но именно благодаря этой старомодной статике можно не торопясь разглядеть, а затем обсудить с соседом платья примадонны, оценить строгую красоту церковного реквизита, на фоне которого (тонкая ирония режиссера!) злодей и безбожник Скарпиа строит свои дьявольские козни. Доселе неизвестный Москве дирижер Пьер Джорджо Моранди, как и режиссер, предпочитает наслаждаться деталями, избегая экстремальных темпов и смиренно замирая вместе с сотней своих оркестрантов в преддверии вокальных фиоритур. Поначалу удивляясь подобной инертности оркестра, вскоре полностью осознаешь мудрость такой тактики: занятые в премьерном составе певцы имеют полное право вольничать, тянуть верхнюю ноту столь долго, сколь им заблагорассудится, и вообще диктовать свои правила игры. На фоне аккуратного и слаженного ансамбля героев второго плана Даниэла Десси (Тоска) и Фабио Армильято (Каварадосси) выглядят настоящими корифеями (в пику им — злостный Скарпиа, импозантный бас Альберто Мастромарино). Со времен своего московского дебюта в рамках гастролей миланского Ла Скала обаятельная Десси не утеряла ни вокальной свежести, ни актерского темперамента — певица мудро и предусмотрительно выстраивает свою партию, без характерной пуччиниевской истерики, увлеченно и с хорошим вкусом. Про Армильято, привечаемого ныне в лучших оперных домах мира, можно с уверенностью сказать, что он воплотил образ идеального тенора: в меру интеллигентного, в меру темпераментного, с породистым голосом, хорошей школой и исключительно приятной внешностью. Когда в финале он гибнет от злодейской пули, а она живописно сигает с парапета, у простого зрителя появляется оправданная вера в то, что именно такой и должна быть настоящая опера — красивой, хорошо спетой, складно поставленной и, наконец, полностью соответствующей печальному афоризму «в общем, все умерли».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков