Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Борьба за чистоту

Весьма блеклый по части музыкальных событий ноябрь нежданно-негаданно ознаменовался самой что ни на есть сенсацией: скромному и работящему оркестру Musica Viva удалось заполучить в свое распоряжение на один вечер одного из самых именитых дирижеров ми...

Ведомости / Понедельник 25 ноября 2002
Весьма блеклый по части музыкальных событий ноябрь нежданно-негаданно ознаменовался самой что ни на есть сенсацией: скромному и работящему оркестру Musica Viva удалось заполучить в свое распоряжение на один вечер одного из самых именитых дирижеров мира — сэра Роджера Норрингтона. В прошедшую пятницу столичная публика познакомилась с его интерпретацией Шумана и Мендельсона.
Сэр Роджер, обладающий типично британской внешностью и очень смешной жестикуляцией, происходит из той категории музыкантов, которых в кругу критиков принято именовать аутентистами, т. е. поборниками исторически достоверного исполнения старинной музыки. Действительно, на протяжении многих лет Норрингтон радовал изумительно аккуратными трактовками барокко и венских классиков, в которых кристальная чистота звучания старинных инструментов подчеркивалась столь же кристально чистым вокалом лучших британских певцов. Но в самом разгаре борьбы за чистоту и правду в старинной музыке, в середине 80-х, дирижер свернул туда, где аутентисты всегда считались персонами non grata — в XIX в. В кущах немецкого романтизма ему тоже хватило работы. Увлеченно изживая в партитурах Брамса и Шумана исполнительские штампы своих предшественников-дирижеров (как-то неприлично большой состав оркестра, жирное, расплывчатое звучание струнных), он постепенно сформировал новый эталон звучания романтиков, подходя к ним с такими же мерками, как и к мастерам барокко. Дело дошло до того, что ныне Норрингтон диктует свои правила игры оркестрам, к аутентизму никакого отношения не имеющим, и даже самые матерые традиционалисты, как, например, Венский филармонический оркестр, ныне покорно следуют его заповедям.
В Москве неутомимый Норрингтон направо и налево делился житейской мудростью. Журналисты, раскрыв рот, внимали рассказам маэстро о расстановке инструментов на премьере «Шотландской симфонии» Мендельсона в лейпцигском зале Gewandhaus в далеком 1842 г. (на которой дирижер, судя по подробности изложения материала, присутствовал лично); оркестранты из Musica Viva увлеченно учились играть без вибрации, чистым звуком.
Разительный контраст между тем, что российские музыканты делали до Норрингтона и после его приезда, стал заметен с первого такта увертюры Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание»: как художник-импрессионист, не смешивающий краски, дирижер нарисовал такой красоты оркестровый штиль, что зал оцепенел — мало кому удавалось добиться от Musica Viva звука такой чистоты и благородства. Виолончельный концерт Шумана, сыгранный после увертюры, оставил, несмотря на радужные ожидания, довольно-таки тусклое впечатление: отец-основатель оркестра — виолончелист Александр Рудин явно переволновался за своих подопечных и все 25 минут на сцене пребывал в растрепанных чувствах, ненадолго расслабившись лишь в идиллической медленной части. Гораздо лучше пошли дела в означенной выше «Шотландской симфонии» Мендельсона — Норрингтон с беззаботностью аркадского пастушка выискивал в партитуре все новые и новые несмешанные краски, и безыскусный пасторальный настрой мендельсоновского опуса гораздо больше соответствовал атмосфере вечера, нежели сумбурный драматизм Шумана. Уйдя со сцены под продолжительные аплодисменты, Норрингтон и сам, видимо, не подозревал, что произвел в Москве маленькую революцию, полностью перевернув понятия о музыке XIX в. своим стремлением к чистоте звука.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков