Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Мокрое место

Последние полтора сезона репертуарная политика первого театра страны строилась на резких контрастах: стараясь понять, что такое хорошо, а что такое плохо, Большой театр порою одерживал блестящие победы, а порою терпел сокрушительные поражения, выпуск...

Ведомости / Понедельник 02 декабря 2002
Последние полтора сезона репертуарная политика первого театра страны строилась на резких контрастах: стараясь понять, что такое хорошо, а что такое плохо, Большой театр порою одерживал блестящие победы, а порою терпел сокрушительные поражения, выпуская поочередно спектакли талантливые и бездарные. В минувшую пятницу в актуальности этой чересполосицы пришлось убедиться снова — после роскошной «Турандот» Пуччини Большой театр выпустил в свет ужасающе слабую и невыразительную «Снегурочку» Римского-Корсакова.
Гораздо проще было бы трактовать все произошедшее с позиций протокольного мероприятия. Сам факт новой постановки играл не столь уж важную роль; гораздо важнее было презентовать широкой общественности только что отстроенную малую сцену, где труппа найдет приют на время реконструкции основного здания. Впрочем, в том, что для освящения нового дома была выбрана именно «Снегурочка», при желании тоже можно найти некий политический ход. Именно это творение Римского-Корсакова не так давно было опорочено бездарной режиссурой в другом любимом отцами города столичном театре («Новая опера» Евгения Колобова): и теперь, заявляя новую версию весенней сказки, Большой собирался преподать своего рода урок своему младшему оперному собрату.
Урока не получилось, и не только потому, что новая «Снегурочка» режиссера Дмитрия Белова конгениальна «Снегурочке» старой, сделанной Валерием Раку. Продолжая эту грустную параллель, надо сказать, что «Новая опера», долгие годы мыкавшаяся без постоянной прописки, к моменту премьеры уже давно располагала собственным вполне красивым грамотно построенным зданием. Новое здание Большого театра добротным никак назвать нельзя, даже опуская подробное описание дизайнерских изысков (горючая смесь рококо, классицизма и русского модерна, как в каком-нибудь Дворце культуры), в планировке зала невооруженным взглядом заметны чудовищные ляпы. Из нескольких точек — последние ряды боковых лож бельэтажа, ложи яруса — сцены либо не видно вообще (никогда не покупайте билеты во второй ряд левой ложи первого яруса, куда посадили прессу, — будете созерцать потолок и люстру), либо она видна процентов на пятьдесят, что простого обывателя, заплатившего немалую цену за билет, конечно, не устроит. Таким образом, из 900 зрителей, на которых рассчитан зал, оперу увидят человек 700, а то и меньше — и хорошая акустика нового зала, являющаяся одним из немногих его достоинств, здесь не аргумент, ведь оперу в первую очередь как ни крути приходят смотреть, а не слушать.
Сама «Снегурочка», ставшая пробным камнем на новой сцене, к сожалению, не привносит в афишу театра никакого нового опыта и никаких новых художественных ощущений, что полностью обессмысливает ее существование. Вместо всеми любимой оперы Римского-Корсакова — мокрое место, остатки былых сценических штампов, претенциозная сценография Алены Пикаловой, аляповатые, как в цирке, костюмы Марии Даниловой и сонный оркестр под управлением Николая Алексеева. Понятно, что ради такой протокольной акции в первый состав согнали всю команду ведущих солистов, но вердиевские матроны вроде Елены Зеленской (Купава) или Ирины Долженко (Лель) смотрятся комично, ибо главные герои должны быть молоды, полны силы и движения — недаром Борис Покровский, ставивший «Снегурочку» в Большом много лет назад, ориентировался на молодняк оперной труппы. Но даже солисты с более молодыми и свежими голосами — Елена Брылева (Снегурочка), Михаил Губский (царь Берендей) — абсолютно дезориентированы в партитуре, ибо дирижер понимает свою задачу очень предметно — отрегулировать соотношение вокальных голосов и оркестра, чтобы не расползались по времени. Что тоже удается не всегда, поскольку на всю громадную оперу, идущую почти без купюр, у Алексеева пороху не хватает, и Снегурочка, да и другие герои начинают киснуть раньше положенного срока.
В такое же состояние апатии ввергнут и молодой режиссер Дмитрий Белов — никогда не славившийся раболепием по отношению к классическим партитурам, а ныне покорно пасующий перед величественными догмами «большого стиля». Пожалуй, единственный признак присутствия в спектакле режиссерской воли обнаруживается в самом финале — тающая Снегурочка раскидывает руки крестом и «утекает» в землю, искупая грехи человеческие, в то время как берендеи хором славят Ярилу. Неожиданно обнаруживающаяся коллизия между язычеством и христианством, которой, правда, у Римского-Корсакова и не пахнет, смотрится жалко — совершенно безрадостно наблюдать битву Дон Кихота с мельницами, наперед зная, что последняя минута в этом бое ничего не решит.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков