Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Московские костры Парижа

Фанни Ардан пообещала всенародный бунт во Франции

Ведомости / Пятница 25 ноября 2005
Центральным пунктом фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» стало исполнение оратории Артюра Онеггера «Жанна д'Арк на костре». Роль Жанны исполнила Фанни Ардан. Даже если бы в проекте не было режиссера и других актеров, ее одной хватило бы, чтобы театральное событие состоялось.Проект готовился давно, когда никто и не предполагал, что сюжет «Жанны д'Арк на костре» будет так перекликаться с сегодняшними событиями во Франции. «Мрак… Франция разорена и опустошена» — такими словами Поля Клоделя начинается оратория.
Владимир Спиваков подобную незапланированную актуальность счел интересным обстоятельством, хотя француженка Ардан параллелей не усмотрела. «Два подожженных авто в Париже — еще не народный бунт. Настоящая революция во Франции еще впереди. И, искренне говоря, я этому рада — свобода того стоит», — будто уже вжившись в образ своей свободолюбивой героини, заявила актриса.
Как и предполагалось, «Жанна д'Арк на костре» стала ключевым событием фестиваля. Но совсем не потому, что во избежание пустых мест в зале статичный ораториальный жанр был трансформирован в театральное действие. Участие модного режиссера Кирилла Серебренникова оказалось не слишком заметным. Он явно не расслышал музыку Онеггера и лишь формально снабдил артистов бытовыми аксессуарами — рюкзаками, фотоаппаратами и прочими штучками из сегодняшнего дня, так и не превратившимися в значимые символы происходящего. Удачно выглядел лишь один режиссерский ход — когда цветущие ветки кустарника в детских руках ближе к финалу превратились в охапку хвороста для костра, на который взойдет Жанна, наказанная за свое умение любить.
И хотя отличительной чертой партитуры Онеггера является интеграция речи и музыки, все же доминантой осталась музыка. Благодаря двум несущим конструкциям вечера — Национальному филармоническому оркестру России, который на удивление легко, умно и почти без запинок исполнил свою сложнейшую партию, и хору — птенцы Хоровой академии под руководством Виктора Попова всегда не только умиляют публику своим отрочеством, но и, что гораздо ценнее, восхищают мастерством. Совсем еще дети и студенты постарше, кому достались сольные реплики, исполнили свои партии заметно точнее, чем это удалось их взрослым российским коллегам.
Наши артисты попали в заведомо невыигрышную ситуацию: конкурировать с носительницей языка на ее территории — задача архисложная. Что, впрочем, не оправдывало шпаргалок, существенно снизивших уровень театральности, к которой так стремились авторы проекта. Так, «другие голоса» в исполнении Кирилла Пирогова и Юрия Чурсина оказались совсем уж служебными.
Роль брата Доминика досталась премьеру МХТ и телекулинару Дмитрию Назарову. Первоначально предполагалось, что Домиником будет Жерар Депардье, который ради Фанни Ардан был готов приехать в Москву на альтруистических основаниях. Но принимающая сторона, опасаясь эксцессов из-за близких отношений артиста с «зеленым змием», от этой затеи отказалась. Дмитрий Назаров, узнав историю вопроса, самопровозгласил себя «русским Депардье» (сведений о том, стал ли Депардье рекомендоваться «французским Назаровым», пока нет). Хотя стать и благородно-героический голос артиста идеально подходят для этого образа, Назарову не хватило главного — масштаба персоналите, чтобы составить достойный дуэт французской гостье.
Фанни Ардан в мальчиковом парике и маленьком сером платье в стиле «гранш» (костюмы Александра Арнгольдта), как истинная примадонна, весь вечер провела на сцене. То по узкому наклонному помосту, разрезающему пространство напополам, будто по Млечному пути, она спускалась к самому краю сцены, балансируя точно на кромке обрыва. И пронзительно, безо всяких подсказок (актриса ради этой работы взяла 35 уроков у концертмейстера в Париже) декламировала каждое слово так, что все было ясно и без перевода. Пусть по всем правилам хорошего тона над сценой исправно текла «бегущая строка» с русским текстом.
Ардан завораживала и восхищала одним своим присутствием. Каждый ее взгляд или жест были неслучайными. В самом начале казалось, что ее Жанна умрет не из-за любви, а от одиночества. Но вскоре стало понятно, что ее альтер-эго в спектакле — не брат Доминик, как того следовало бы ожидать, а Владимир Спиваков, стоящий за пультом. Именно в диалоге с его дирижерской палочкой, соединяющей своей мощной энергетикой все действие в единое целое, прекрасная француженка и провела весь вечер. В конце которого, правда, расплакалась. То ли за свою героиню, не проронившую ни слезы, то ли растрогавшись овациями и охапками роз. Настоящая французская женщина.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков