Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Замечательно приятный бантик

«Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в Мариинском театре — идеальный союз музыки и сцены

Ведомости / Пятница 16 марта 2007
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Новая постановка Мариинского театра весела, изобретательна и безупречного вкуса. Лучшее определение спектакля содержится в реплике его персонажа. Чтобы добыть три апельсина у злой кухарки, Труффальдино в качестве отвлекающего маневра подсовывает ей бантик. Растаявшая тетка предписанным композитором «хриплым басом» выпевает: «Замечательно приятный бантик!»Само возникновение этого спектакля — двойная победа здравого смысла. Во-первых, догадались не закрывать на реконструкцию, как хотели поначалу, старое здание, пока не построят новое. Во-вторых, раз уж работа продолжается, пригласили на постановку француза Алена Маратра. А кого же еще? Его «Путешествие в Реймс» (2005) стало самой гармоничной, изобретательной и счастливой работой оперной труппы за многие годы. Что признано не только публикой, которая ломится, но и «Золотыми масками» за лучший спектакль и режиссуру.
Маратра — режиссер милостью божьей. Он обладает обоими необходимыми режиссеру качествами: фантазией и умением работать с актерами. Прокофьев сочинял либретто, вдохновившись сценарием Мейерхольда со товарищи. Мейерхольд, как известно, находился в непрерывной полемике с окружавшими его типами театра. Из этих интеллектуальных баталий начала XX в. в оперу перекочевали Трагики, Комики, Лирики и Пустоголовые, которые постоянно вмешиваются в сказочное действие с требованием переформатировать представление по их вкусу. Им ответствуют Чудаки. Кто такие все эти персонажи сейчас, в начале века XXI?
Со вторым звонком в зале появляются молодые люди, обряженные в костюмы того же цвета морской волны, что униформа капельдинерш Мариинского театра. Прохаживаются по рядам, разыгрывают хеппенинги с проверкой билетов, докладывают что-то идущему по центральному проходу партера в оркестр Валерию Гергиеву. Начинается Пролог — и эти ребята оказываются как раз Чудаками. То есть служащими Мариинки. А всякие Пустоголовые, значит, критикой и продвинутыми зрителями. Вроде блогеров с форума «Классика».
Это один из примеров того, как фантазия режиссера осваивает и оживляет «трудные» места либретто. А уж места выигрышные — самоигральные — сверкают и искрятся. Принц, сын короля Треф, чахнет от ипохондрии. Труффальдино призван его развеселить: «Плюнуть захотели, ваша светлость? Плюньте». Принц плюет, натурально, в Труффальдинову шляпу. Из которой тут же начинает валить тяжелый дым, как от концентрированной кислоты, — немудрено: ведь первый министр коварно кормит принца «старыми гнилыми и вонючими рифмами».
Таких трюков и шуток до отвала. Но — когда надо. А там, где музыке надлежит быть главной, она безусловно главенствует.
Это, возможно, основное достоинство спектакля: единство сценической и музыкальной части. Оркестр в вечер премьеры был изумителен. Валерий Гергиев играет эту оперу (как прежде балет «Золушка») с необыкновенным пониманием холодноватого, ироничного Прокофьева, который смотрит на людскую породу светлым, прозрачным и, конечно, не вполне человеческим взглядом. А как были выделаны все бесконечные скерцо! А не слишком ожидаемое от мариинского оркестра умение играть быстро и тихо!
Столь же безупречна по вкусу стильная работа художника-постановщика Даниэлы Вилларе, предложившей пустое пространство, разрезаемое движущимися белыми плоскостями и легкими стремительными завесами, чистые краски, среди которых доминирует глубокий синий и, разумеется, оранжевый. Костюмы Мирей Дессанжи изобретательны и красивы, к тому же дам снабдили умопомрачительными шляпами от крутого шляпного дизайнера Грегории Ресио.
Играют-поют в основном студенты Академии молодых певцов Мариинского театра, горячая взаимная любовь с которыми у Маратра началась во время «Путешествия в Реймс». Играют почти все отлично, поет лучше других Анастасия Калагина — принцесса Нинетта, к тому же она очень органична и обаятельна. Алексей Илюшников — принц много убедительнее в ипохондрической, чем, по выздоровлении, в героической половине роли. Юрий Воробьев превратил свою кухарку, срисованную с феллиниевской Сарагины, в настоящий бенефис, который весьма оживил второй акт, удавшийся режиссеру, честно говоря, несколько меньше первого.
Опытный бас Геннадий Беззубенков — король Треф дал окружающей молодежи актерский и вокальный мастер-класс. Наконец, хор так не работал никогда. Оказалось, он может петь с выразительностью и дикцией столь безупречной, что хоть слова списывай, притом в бешеном темпе четко выполнять тщательно построенные заковыристые мизансцены.
«Любовь к трем апельсинам» уже во второй раз, вслед за «Путешествием в Реймс», доказала: никаких так называемых фирменных недостатков у Мариинского театра нет. А дело всегда в конкретном режиссере, художнике, педагоге, концертмейстере и т. д. Кстати, волшебный бантик Труффальдино получает от мага Челия. Зовите магов — и все получится.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков