Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Координационная группа, лекция, Минкульт, новые члены АТК, письмо, премия АТК, Седьмая студия, следственный комитет, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Чертова женитьба

Режиссер Валерий Фокин давно и плотно занимается наследием Мейерхольда, и нынешняя его «Женитьба» в Александринском театре стала удачным опытом практического мейерхольдоведения

Ведомости / Вторник 22 января 2008
В «Ревизоре» 1926 г. Мейерхольд, как известно, собирался поставить не столько пьесу, сколько всего Гоголя, его мир, полный великой поэзии и трагического мрака, создать квинтэссенцию, которую Андрей Белый назвал гоголином. Валерий Фокин попытался пойти тем же путем.
Никакого густого быта нет и в помине. Александр Боровский построил вращающуюся дощатую полукруглую стену с огромным проемом-окном посередине. Когда стена повернута выпуклой частью на авансцену, на тахте у окна возлежит Подколесин. Стена поворачивается, уезжает в глубину и оказывается изнутри забором катка. Все (кроме пожилых свахи Феклы и тетки Арины Пантелеймоновны) передвигаются на коньках — счастливая находка! Это дает возможность выстроить калейдоскоп стремительно меняющихся мизансцен, положить на движение плотную вязь разглагольствований персонажей. И последовательно перевести на язык театра гоголевскую стихию иррационального.
Женихов играют очень молодые и пластичные актеры. Толстый Яичница, рисуясь перед Агафьей Тихоновной, делает тулуп, моряк Жевакин вообще обезножен, передвигается на доске с колесиками. Тут грянула песня из репертуара Рашида Бейбутова «Любимые глаза» (в аранжировке Леонида Десятникова, из чьих сочинений составлена музыкальная ткань постановки) — и начался совершенно фантасмагорический танец на льду женихов и Кочкарева, выхваляющихся перед невестой.
Знаменитый монолог насчет приставления губ Никанора Ивановича к носу Ивана Кузьмича Агафья Тихоновна (нисколько не «купеческая», эксцентричная, как и все тут, Юлия Марченко), томимая нерастраченным либидо, произносит у окна, а внутри на катке нарезают круги мечтаемые женихи, но уже в одних только трусах. В сцене сватовства Подколесин (умно и точно строящий роль Игорь Волков) целует руку Агафьи — их обоих как прорывает, они начинают лихорадочно осыпать друг друга поцелуями, а когда невеста все-таки убегает, Подколесин, не могучи остановиться, зацеловывает теперь уже Кочкарева. Все эти поцелуи предписаны авторскими ремарками, но и здесь, и много где еще выразительно проявлена болезненная природа чувственности Гоголя.
И демоническая природа его «ночной души». Давно стала общим местом тема «Гоголь и черт». Один из его бесов, в частности, — Кочкарев, кипящий в действии пустом, затевающий интригу с немедленной женитьбой байбака Подколесина исключительно ради доказательства самому себе своей власти над людьми. Однако в спектакле все это из слов стало плотью.
Двадцатипятилетний Дмитрий Лысенков — Кочкарев поразителен. Он прямо-таки пугающе похож на фотографии 24-летнего Эраста Гарина — гениального мейерхольдовского Хлестакова. Судя по описаниям, схожа и манера, способ существования: острая нервная пластика, захлебывающаяся хриплая речь, выпученные сумасшедшие глаза. Его буквально сжигает холерический огонь, вдруг сменяющийся странной истомой, в которой зреет новое короткое замыкание, вспышка искрящей безумной энергии. Он черт и есть.
Еще когда Лысенков на третьем курсе Театральной академии в спектакле Юрия Бутусова «Старший сын» играл старика Сарафанова, был очевиден его незаурядный талант. Сейчас на «Женитьбе» аж мурашки бежали по коже от осознания, что присутствуешь при рождении очень большого актера. Санкт-Петербург

Успешный брак. Пять лет назад Валерий Фокин поставил в Александринке «Ревизора» – столь успешно, что получил приглашение возглавить труппу. Две следующих его работы здесь удались меньше. Живая и содержательная «Женитьба» продолжила процесс обновления старейшего российского театра.
Публикации
В подмосковном театре "ФЭСТ" сообщают об обысках
Сотрудники театра "ФЭСТ" (Мытищи, Московская область) сообщили о блокировании сотрудниками правоохранительных органов здания театра и обысках у бывшего директора Игоря Соколова.
Интерфакс-Россия / 26 марта 2019

Об Пушкина. Часть первая
В Пскове продолжается XXVI Пушкинский театральный фестиваль. В блоге ТЕАТРА. дебютируют выпускники Школы Театральных Блогеров, инициированной АТК и поддержанной СТД РФ.
Журнал Театр. / 15 февраля 2019

Фестиваль нового театра открывается в Новосибирске
Его организаторами стали Театр "Старый дом" и "Первый театр".
Театрон / 11 января 2019

Постановка «100% Воронеж» вошла в шорт-лист лучших российских спектаклей
РИА Воронеж / 18 декабря 2018

Ахеджакова: Звание «Человек года» Серебренникова от приговора не спасёт
Народная артистка выразила надежду в эфире НСН, что режиссёр, находящийся под домашним арестом, хотя бы избежит реального срока.
Национальная служба новостей / 17 декабря 2018

Кирилл Серебренников стал "Человеком года" по версии Ассоциации театральных критиков
В тройку лидеров номинации также вошли основатели "Театра.doc" Елена Гремина и Михаил Угаров, театральный режиссер Михаил Бычков
ТАСС / 17 декабря 2018

Ассоциация театральных критиков признала Серебренникова «Человеком года»
Коммерсантъ-Online / 17 декабря 2018

Александр Калягин остался должен псковским театральным блогерам сертификаты
В Пскове состоялся первый выпуск «Школы театрального блогера» при областном театре драмы
Московский Комсомолец Псков / 16 декабря 2018

Эксперт: независимая экспертиза государственных театров необходима перед их оптимизацией
Член Ассоциации театральных критиков Лариса Барыкина отметила увеличение количества театров в стране и их разную творческую интенсивность
ТАСС / 14 декабря 2018

НОВАЯ КРИТИКА НОВОГО ТЕАТРА
Лекторий «Новая критика нового театра» пройдёт 17 декабря в кафе театра «Старый дом». Это вторая лекция просветительского проекта, организованного театром совместно с Ассоциацией театральных критиков.
Эпиграф / 10 декабря 2018

В школе театрального блогера на базе Псковского академического театра драмы завершили первую сессию занятий
Iluki.ru / 09 декабря 2018

Кубань становится по-настоящему театральной
Председатель жюри Глеб Ситковский вручил приз от Ассоциации театральных критиков — диплом «Одному театру» за создание спектакля «С училища»
Московский Комсомолец Краснодар / 04 декабря 2018

Школу театрального блогера открывают в театре «Старый дом»
Известный театральный критик и эксперт «Золотой маски» Алексей Киселёв научит новосибирцев писать интересные рецензии и отзывы к спектаклям, а также расскажет, как правильно смотреть и понимать театральные постановки.
Новосибирские новости / 27 ноября 2018

Все публикации