Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Тристан» номер три

В Байройте началось воскрешение Вагнера

Ведомости / Среда 27 июля 2005
В немецком городе Байройте открылся старейший музыкальный фестиваль Европы — Bayreuther Festspiele. Полностью посвященный творчеству Рихарда Вагнера, фестиваль начался долгожданной премьерой — «Тристаном и Изольдой» в постановке одной из самых ярких звезд современной европейской режиссуры — провокатора Кристофа Марталера, а завершится через месяц «Лоэнгрином», не обещающим ничего экстраординарного.Байройтский фестиваль, известный в мире также под брэндом Richard-Wagner-Festspiele, основан лично Рихардом Вагнером с целью сугубо практической. В поисках особой сцены для тетралогии «Кольцо нибелунга» — самого гигантского проекта в истории оперы — композитор метался по Германии и обнаружил тишайший Байройт, покоривший его прелестным Маркграфским театром эпохи рококо. Однако для постановки «Кольца» пришлось выстроить другое здание, громоздкое и некрасивое, на Зеленом холме за городом. Проект финансировался в том числе знаменитым вагнеровским поклонником и меценатом, последним королем Баварии Людвигом II, не жалевшим государственной казны на вложения в культуру. BF открылся в 1876 г. при стечении мирового бомонда, стал одним из самых громких культурных проектов новейшей истории и выдающимся примером капиталистической формы собственности в искусстве. Собранные средства (Вагнер проявил себя видным продюсером) легли в основу семейного бизнеса, а старинный провинциальный город был намертво приватизирован кланом гения, везде поставившего свой автограф. Байройт от этого только выиграл, превратившись в культурную столицу планеты, где прописан один из главных и самый престижный музыкальный фестиваль, возглавляемый сегодня 86-летним внуком композитора Вольфгангом Вагнером.
Несмотря на то что в Байройте всего один автор с коротким списком музыкальных драм, разрешенных лично им для проката, BF пользуется высоким спросом и имеет репутацию труднодоступного. Дело не в цене билета (от 12 до 192,5 евро), а в том, что небольшой зал (около 1000 мест) — единственная площадка, которая даже за месяц интенсивного использования не способна пропустить всех желающих, которые могут годами томиться в компьютерной очереди независимо от срока подачи заказа (предварительная продажа билетов с 15 октября). Не только многочисленных фанов, но и весь мир неудержимо тянет сюда, потому что в цене не просто Вагнер, а Вагнер аутентичный, т. е. байройтский.
Кроме названных достоинств Байройтский фестиваль отличается безупречно налаженным механизмом, являя образец немецкого порядка, доведенного до абсолюта. Заложенная при основании схема проката (премьера — пять лет эксплуатации — год отдыха) создает равномерный ритм, внушая чувство стабильности. Главное блюдо — «Кольцо», постановка которого автоматически обозначает вектор движения культуры. К столетию его мировой премьеры в 1976 г. Патрис Шеро сделал свою революционную версию, ставшую классикой нового театра: шкуры, латы и шлемы были сданы в архив, и герои Вагнера из мифологических существ превратились в людей, напоминающих персонажей знаменитых фильмов Висконти «Людвиг» и «Гибель богов». С этого момента Вагнер стал интересен не столько как творец мифа, но как важная персона современного искусства, а его музыка оказалась просто созданной для сущностного театрального месседжа. В каждой следующей версии «Кольца» Вагнер выглядел все притягательней и теплее, а в последней постановке Юргена Флимма (2000) миф был бесповоротно адаптирован к повседневности. Не хватает мужества вообразить, чем бы оказалось 15-е байройтское «Кольцо» у кинорежиссера Ларса фон Триера, но его оперный дебют в 2006-м, объявленный еще пять лет назад, сорвался из-за консервативных происков, и мир лишился шанса пройти 16-часовую дистанцию в экстремальном режиме.
Зато в программе этого года, полюса которой обозначат ординарный по виду «Лоэнгрин» (режиссер Кейт Уорнер) и отвязный молодежный перформанс под именем «Парсифаль» (режиссер Кристоф Шлингензиф), есть заветная страница — новый «Тристан». Это последний из трех главных «Тристанов» прошедшего сезона: в апреле был Париж, где Питер Селларс и Билл Виола показали в «Опера Бастий» масштабное видеошоу со статуарными певцами. В мае — Петербург, где Дмитрий Черняков открыл Вагнера как отца психоанализа и попытался всерьез разобраться в причинах патологической зависимости героев друг от друга.
В Байройте «Тристана» выпускает театральный маг Кристоф Марталер, не признающий никакой декоративной косметики — ни шкур, ни инсталляций, ни пресловутого мифа. А Тристан и Изольда выясняют отношения в интерьере Анны Фиброк, похожем на домашнюю кухню. Там, на фоне старых обоев, у них просто нет возможности притворяться оперными животными, и знаменитый Liebestod (любовь-смерть) естественным образом может оказаться мифом нашего времени.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков