Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Время гламура

Зальцбург отказывается от скандальности в пользу красивости

Ведомости / Среда 31 августа 2005
Визиткой самого знаменитого музыкального фестиваля мира остается опера. Но зальцбургские премьеры 2005 г. — среди которых «Травиата» Верди с Анной Нетребко — засвидетельствовали, что идеология Salzburger Festspiele претерпевает изменения.Зальцбургская программа-2005 закроется сегодня концертом Берлинского филармонического оркестра под управлением Саймона Рэттла. Фестиваль, как всегда, охватывает все жанры академической музыки, особенно впечатляя списком оркестров, дирижеров и пианистов. Но выражает свое кредо и утверждает европейское лидерство в первую очередь через оперные постановки.
Так повелось в Зальцбурге при Жераре Мортье, нынешнем лидере Опера де Пари: за десять лет (1992-2001) его руководства опера из задворок современного театра стала его полноправной частью. Собрав мировую театральную элиту и явно предпочитая авангардистов музейщикам, Мортье превратил оперный спектакль в акцию, где современный художник высказывается по существу. Год его ухода (2001) ознаменовался тремя событиями: скандальной постановкой «Летучей мыши» Ханса Нойенфельса (надругательство над национальной святыней обсуждали даже таксисты), «Свадьбой Фигаро» Кристофа Марталера, заглянувшего во внутренний мир человека, и революционной «Ариадной на Наксосе» Йосси Вилера и Серджо Морабито, открывшей новый, уничтожающий условность жанра театр — театр документальной драматической правды и кинематографической достоверности (к слову, сейчас этот режиссерский тандем выпускает «Норму» Беллини в московской «Новой опере»).
С приходом нового интенданта, композитора Петера Ружички, процесс омоложения оперы затормозился. Если бегло бросить взгляд на оперную программу Зальцбурга последних лет, то театральных событий, отражающих новый подход к опере, в ней отыщется по большому счету два: 2002 — интеллектуальный «Дон Жуан» дирижера Николауса Арнонкура и режиссера Мартина Кушея с прекрасным актерским составом, 2003 — переполненное энергией хулиганское «Похищение из сераля» молодого Штефана Херхайма, который из-за горячей реакции публики чуть не был сорван. Из программы 2004 г. как пример свежей интерпретации вспоминается «Кавалер розы» Роберта Карсена (сценограф этого спектакля Петер Пабст покорил Москву своей цветочной горой в «Мойщике окон» Пины Бауш), давший свежее, плотское и чувственное ощущение музыки Штрауса.
Чем же запомнится оперная программа Зальцбурга-2005? Прежде всего, скромными размерами — три Моцарта: «Так поступают все женщины» (возобновление прошлогодней постановки), «Митридат, царь Понта», славный тем, что им дирижировал Марк Минковски, и «Волшебная флейта» в постановке зальцбургского дебютанта Грэма Вика (которую можно будет скоро увидеть в Большом театре — премьера в октябре).
Главных событий намечалось два: воскрешение забытой оперы Франца Шрекера «Отмеченные» (завершение цикла, посвященного репрессированным при фашизме композиторам) и «Травиата» Верди.
Постановка «Отмеченных» (режиссер Николаус Ленхофф) выполнила свою мемориальную задачу. Популярное после мировой премьеры (1918) и вычеркнутое затем из репертуара произведение последователя Вагнера поразило в руках Кента Нагано своей музыкальной роскошью. Но не затронуло по существу, как затронула когда-то свидетеля премьеры 14-летнего гимназиста Теодора  В. Адорно: сегодня ее «скандальная, шокирующая эротичность» оказалась эффектной косметикой (сценография Раймунда Бауэра).
Однако декоративная манерность «Отмеченных» — не случайность, а почти программное заявление. В том же духе — большого, красивого и выхолощенного зрелища — выдержана главная премьера года «Травиата», порученная видному режиссеру Вилли Декеру (в прошлом году он дебютировал в Зальцбурге постановкой «Мертвого города» Корнгольда). Представитель немецкого интеллектуального театра сделал крайне внятную версию «Травиаты». Ее стиль — гламур. Как обложка глянцевого журнала, она не вызывает волнения. Здесь все — эрзац, все — имитация чувств, адаптированных для бедных и нетребовательных, а смысл спектакля умещается в одну фразу: соблазнительная красавица — добыча смерти.
Этот спектакль не претендует на самостоятельную художественную ценность, как и игра Венского филармонического оркестра под управлением Карло Рицци. «Травиата» — бенефис Анны Нетребко. Ее качественное пение — вещь бесспорная. Однако по сравнению с ее же Донной Анной (зальцбургский дебют в «Дон Жуане» в 2002 г.), покорившей тончайшей выделкой и легкостью, новая роль не оказалась вокальным событием. Голос, ставший более плотным, остался в своем прежнем качестве — он звучит безупречно и холодно, лишая новую Виолетту тепла и внутреннего трепета. Впрочем, такое внеличностное пение замечательно сочетается с образом певицы, еще неведомым для России.
Netrebko-Star — больше, чем певица и актриса. Она — соблазнительная рекламная модель с магнетизирующим взглядом, в котором сквозит уверенность в своей неотразимости. Этот публичный имидж примадонны российского происхождения и стал темой спектакля: объект масс-медиа режиссер превратил в театральный образ. И, как ни печально признать, этот ход и воплощает единственную новую идею Зальцбурга-2005.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков