Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Респектабельная романтичность

Израильский оркестр и Зубин Мета знают рецепт прекрасного

Ведомости / Вторник 06 июня 2006
В Колонном зале Дома союзов открылся Фестиваль симфонических оркестров мира, задуманный с размахом и приуроченный к Дню России. Сегодня и завтра там дирижирует Лорин Маазель, на очереди — такие звезды, как Арнольд Кац, Клаус Петер Флор и Мюнг Вун Чунг. А концерт-открытие провел Зубин Мета во главе своего оркестра — Израильского филармонического, востребованного во всем мире.Израильский филармонический и его шеф Зубин Мета — ровесники, оба родились в 1936-м. С 1981-го Мета является пожизненным музыкальным руководителем коллектива, насчитывающего сегодня 110 человек, среди которых много выходцев из России. За небывало долгую по европейским меркам совместную жизнь обе стороны идеально приладились друг к другу — настолько, что излишни не только слова, но и эмоции. Все просчитано, действия согласованы, и концерт превращен в ритуал, протекающий согласно регламенту. Что вовсе не плохо. Отсутствие неожиданностей — едва ли не высшее достижение буржуазной культуры, нам пока не вполне понятное: в России от симфонического вечера приезжего коллектива ждут события, на меньшее не согласны.
Тех, кто в первый вечер фестиваля был настроен таким бескомпромиссным образом, выступление Израильского филармонического поначалу слегка охладило. Обычно о классе оркестра сообщают первые такты, после которых вечер подтверждает первое впечатление. Увертюра Бетховена «Леонора № 3» не показала ни сверхидеального унисона, ни сверхточных вступлений, ни уникального тембра — всего, что отличает оркестры экстракласса. Спокойное впечатление оставил Зубин Мета с его сдержанными жестами и эмоцией. Казалось, что, располагая массой оркестровых профи, ему по большому счету нечего им сказать — настоящего энергообмена между оркестром и лидером не чувствовалось. Мета не интерпретирует музыку, а просто доносит ее до публики, описывая тему за темой. Гарантируя удовольствие от живого и качественного звучания Бетховена, он не сообщает ничего, что про эту музыку не было бы известно. Публике, настроенной на внеразрядное, оставалось снизить планку ожиданий и довольствоваться прекрасным оркестровым балансом (все группы слышны, никто ни на кого не давит), величественным оркестровым тутти и замечательными соло, среди которых в первую очередь стоит назвать трубу, чей голос — чистый, стремительный, полетный — был воплощением бетховенского вестника свободы.
Второй оркестровый хит программы — симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Тиль Уленшпигель» — подтвердил европейский класс оркестра. «Уленшпигель» с его изобретательной оркестровой фактурой доставил радость виртуозными соло (исключая валторны, что простительно при мелкой технике и быстром темпе): чудесный кларнет сменял не менее чудесный фагот, а переходы от группы к группе и от инструмента к инструменту были удивительно пластичны. Правда, при всех этих отменных качествах оркестр описывал веселые проказы Тиля Уленшпигеля, но не заражался их озорством. Почти театральная картинка с живыми фигурами по стилю мало чем отличалась от монументального Бетховена. Несмотря на это, надо признать, что в России такого Штрауса — сбалансированного, внятного, прозрачного, с кристально звучащими голосами — не услышишь.
Однако в тот момент, когда все, казалось, было уже ясно, произошло непредвиденное. Во втором отделении оркестр сыграл Фантастическую симфонию Берлиоза — фирменно, безупречно, масштабно. Вот здесь и стало ясно, что приглашение Израильского оркестра — не просто красивый жест. В подаче Зубина Меты, дирижировавшего наизусть, полностью отсутствовала стихийность. Партитура Берлиоза, ставшая сублимацией неистовой любовной страсти, где в зародыше спрятан едва ли не весь романтический век, предстала едва ли не апофеозом стабильности. Однако это свойство и помогло выявить выдающиеся качества музыки, ставшей энциклопедией романтической оркестровки. Наслаждение многочисленными соло, безупречным балансом и взвешенным ощущением времени, законсервированным в прекрасных оркестровых формах, стало содержанием вечера. На последних звуках симфонии было безумно жаль, что все закончилось и мы, только освоившись с респектабельным типом симфонического высказывания, должны с ним проститься. Оказалось, если живописать романтический ад с невозмутимым видом, это воздействует не менее сильно, чем самые невероятные интерпретаторские экстазы.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков