Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Шедевр в нагрузку

«Волшебная флейта» не поддержала престиж Зальцбургского фестиваля

Ведомости / Четверг 17 августа 2006
ЗАЛЬЦБУРГ — Весь оперный Моцарт оптом — таков смысл мегапроекта, воплощаемого в юбилейный год на Зальцбургском фестивале. Однако масштаб замысла, успешного с точки зрения продаж, не всюду оказался подтвержден художественным уровнем — что показала свежая постановка «Волшебной флейты».Конечно, есть особый шик в том, чтобы на родине гения сыграть все 22 партитуры из его багажа, хоть как-то относящиеся к сцене, — не только зингшпиль «Бастьен и Бастьенна», сочиненный в 12 лет, но и опусы вроде «Аскания в Альбе», написанного по случаю высочайшего бракосочетания в жанре придворного празднества. Однако «Волшебную флейту» в Зальцбурге ставили уже много раз, и с нее спрос особый.
Это не просто популярнейшая опера Моцарта, премьера которой состоялась за два месяца до внезапной смерти композитора, скончавшегося в неполные 36 лет, это абсолютный репертуарный хит, занимающий высшие строчки топ-списков мировой сцены. Особенно в немецкоязычном пространстве. Для электората этой части Европы — между прочим, самой продвинутой в области современного театра — «Волшебная флейта» относится к базовым культурным ценностям, в ней наизусть знакомы не только все повороты сюжета, но и все изгибы музыки — такой простой, что местами она кажется анонимной. Это прекрасное свойство имеет следствием особую контактность произведения с аудиторией, в которой пробуждается один из основных человеческих инстинктов — беззаботная радость жизни.
В прошлом сезоне и у нас наконец появилась возможность разделить это чувство с остальным миром: «Флейта» возникла в Москве в репертуаре сразу двух оперных домов, причем в обоих случаях над ее воплощением трудились режиссеры с мировыми именами — англичанин Грэм Вик в Большом театре и немец Ахим Фрайер в театре «Новая опера». Эти же постановщики отвечали за воплощение двух последних постановок «Флейты» в Зальцбурге: Фрайер ставил ее в 1997-м (возобновления в 1999-м и 2002-м), Вик — в 2005-м, накануне своей постановки в Москве.
Афишу Зальцбурга-2006 составляют не только премьеры, но и моцартовские постановки предыдущих лет. Однако «Флейту», сделанную Виком, повторять не стали, а заменили ее на новый спектакль, где режиссером выступил Пьер Оди (уроженец Бейрута, ныне британский подданный, с 1988 г. — худрук Нидерландской оперы в Амстердаме). Его соавтором по сцене стал голландский художник Карел Аппель — европейский мэтр, скончавшийся в мае этого года в возрасте 85 лет, в прошлом участник знаменитой парижской группы CoBrA. Однако ни статус и знаменитое прошлое художника Аппеля, ни вполне благополучное настоящее режиссера Оди (среди его работ первая постановка «Кольца нибелунга» Вагнера в Голландии) не оказались гарантиями художественной внятности, а если честно — просто определенного уровня, позволяющего этой продукции быть помеченной лейблом Salzburger Festspiele. Обсуждать этот спектакль — значит делать вид, будто речь идет о серьезной работе, в крайнем случае — о качественном товаре, как прошлогодняя «Травиата» Верди в постановке Вилли Декера, выполненная в эстетике рекламного глянца.
Новая «Флейта» сделана в жанре детского спектакля, единственной мысли которого — о мире как единстве разных культур — явно не хватает на два действия и три часа музыки. Конечно, если ваше развитие остановилось на уровне начальной школы, а театральные потребности — на уровне элементарной кинетики, не претендующей даже на связность, тогда, возможно, нынешняя зальцбургская «Флейта» вам придется по душе. И глядя на гигантские пестрые горы и больших ярких зверушек на колесиках, вы сможете убедить себя в том, что искусство примитива универсально и вечно. Тем более если оно подкреплено такими авторитетами, как японец Мин Танака, автор хореографии — удивительно аморфной и безыскусной. Однако заниматься самовнушением лучше в другом месте, где провинциальности мышления можно не стыдиться. В Зальцбурге — самой престижной театральной точке на земле, где задают тон в мире (десятилетие прежнего худрука Жерара Мортье — выдающаяся эпоха европейского театрального искусства), — такая «Флейта» выглядит товаром, доставшимся в нагрузку к «Дон Жуану» (2002) и «Милосердию Тита» (2003) в постановке Мартина Кушея, опере «Так поступают все женщины» в постановке Урзель и Карла-Эрнста Херрманов, «Свадьбе Фигаро» Клауса Гута (2006) и даже отчаянно-хулиганскому «Похищению из сераля» (2003) Штефана Херхайма.
«Флейта» Оди — тот случай, когда должно быть стыдно всем: не только производителям, но и потребителям, выложившим за место от 22 до 360 евро (в зале на 2400 мест — аншлаг). Утешает то, что к составу придраться почти невозможно: Диана Дамрау — Царица ночи, Рене Папе — Зарастро, Гения Кюмайер — Памина, Кристиан Герхаер — Папагено. И если уж приходится весь вечер смотреть в спину скучнейшего Риккардо Мути, можно убедить себя хоть в том, что лучшие моцартовские голоса Зальцбург собирать не разучился.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков