Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ритуал важнее

Репутацию Байройтского фестиваля не в силах испортить даже неудача главного проекта

Ведомости / Понедельник 28 августа 2006
БАЙРОЙТ — Новая версия тетралогии «Кольцо нибелунга» была главным проектом закрывающегося сегодня Bayreuther Festspiele — старейшего европейского фестиваля, полностью посвященного творчеству Рихарда Вагнера и проходящего под патронатом его семьи. Однако постановка самого монументального в истории человечества звукового полотна (продолжительность — около 16 часов) заставила лишь пожалеть о сорвавшихся планах. Драматург Танкред Дорст, оказавшийся в кресле режиссера, не смог сделать из «Кольца» событие, которым оно могло стать, если бы тетралогию поставил, как ожидалось поначалу, Ларс фон Триер.Bayreuther Festspiele (ВF) — второй по статусу европейский музыкальный фестиваль (первый — Мюнхенский, тоже в Баварии), который среди своих собратьев по элитклассу отличается какой-то особой, уникальной организацией. На фестивальной карте мира Байройт символизирует прежде всего возведенный в абсолют порядок, ставший мифом.
С момента основания фестиваля, который впервые прошел в 1876 г., здесь все рассчитано на столетия вперед и, что удивительно, действительно не меняется. Новая публика и постановщики не влияют на суть: BF — это ритуал.
Амбициозный безумец Рихард Вагнер, которому счастливая звезда подарила расточительного мецената в лице последнего короля Баварии Людвига II, заложил в тишайшей немецкой провинции культ собственной личности. Интуиция гения не подвела: игра до сих пор пользуется огромным спросом во всем мире, а ее важность, недосягаемость и закрытость только подстегивают интерес.
Однако отлаженная и неизменная фестивальная система вполне позволяет даже заочно представить, что такое летний Байройт (фестиваль проходит всегда с конца июля по конец августа).
Первое. BF — это едва ли не первая капиталистическая форма собственности в искусстве: фестиваль — частное предприятие, семейный бизнес. Второе. BF — идеальная структура, где все очевидно и просто: ставится только Вагнер, только реформаторские музыкальные драмы, начиная с «Летучего голландца». После премьеры спектакль прокатывается пять фестивальных сроков, потом год паузы и — новая версия того же названия. Вехи отсчитываются появлением свежей инсценировки «Кольца нибелунга» — того базового театрального проекта, ради которого на Зеленом холме за городом возник не очень красивый, зато акустически совершенный Фестшпильхаус.
«Кольцо нибелунга» тотального автора Рихарда Вагнера (либретто, музыка, театральный проект и первая постановка в 1876 г.) — по-немецки дотошное резюме истории новейшей европейской цивилизации, показанной от рассвета до заката. Оно стало базовым для культуры ХХ в. (ответ — «Гибель богов» Лукино Висконти). Как и на всей планете, его воплощение равно манифесту, замаху на создание современной картины мира. Наконец, постановка «Кольца» в Байройте автоматически означает этапы эволюции театра.
Как развивалась европейская сцена ХХ в., можно проследить по постановкам «Кольца» на вагнеровском фестивале, который при всей своей консервативности все-таки умудрялся звать на воплощение этого проекта знаковые фигуры. Коротко эта эволюция выглядит так.
Иллюзионный стиль XIX в. со всеми дотошными реалистическими подробностями (копья, шкуры, скалы и реки), воплощенный в мировой премьере (1876 г.) самим Вагнером.
Чистая сцена с лаконичными выразительными деталями (стена, решетка) и светом, имеющими символический смысл, — постановка внука композитора, режиссера и сценографа Виланда Вагнера совместно с Караяном (1951 г.).
Знаменитейшая юбилейная (в 1976 г. к 100-летию «Кольца») постановка Патриса Шеро, вплавившего миф в жизнь вагнеровской эпохи (верховный бог Вотан с копьем в шелковом домашнем халате композитора). Эта работа стала азбукой современного театра.
Постановка Юргена Флимма (2000 г.), куда был свален весь ХХ в. — от Чехова (любовь Зигмунда и Зиглинды в «Валькирии» зарождалась в белом дачном пространстве) до глянцевых журналов, воспевающих культ тела (рейнские русалки в купальниках).
Пока шло это предпоследнее «Кольцо», на новое ожидался Ларс фон Триер, которого в итоге (редкий сбой в системе Байройта) заменил маститый немецкий драматург Танкред Дорст, дебютировавший как оперный режиссер.
«Кольцо»-2006 показывает, что в возрасте патриарха не стоит осваивать новую профессию и что сегодня Байройт не готов к программным заявлениям. Самое печальное: если на важнейший театральный проект мира приглашается случайное лицо, это говорит не только о кризисе Байройта, но и о кризисе театральных идей в мире.
Основная мысль инсценировки — миф существует внутри нашей реальности — отработана немецким театром до блеска в больших и малых оперных домах. Обсуждать постановку, тактично суммирующую разные версии «Кольца» и даже не претендующую на новые выходы, не имеет смысла. Однако репутация Байройта, как и мировой спрос на его продукцию, пересмотру не подлежат: масштаб Рихарда Вагнера, поддержанного статусными певцами, дирижером (немец Кристиан Телеман) и всем фестивальным антуражем, говорит о том, что в немецкой системе ритуал может быть важнее художественного результата. В конце концов, можно сделать так, как перфекционист Вагнер: страдая от того, что его духоподъемную музыку портит материальная бутафория, он в театральной ложе закрывал своим друзьям глаза.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков