Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Духоподъемно и державно

Юрий Темирканов и оркестр Большого театра сыграли Мусоргского и Прокофьева

Ведомости / Понедельник 15 января 2007
В рамках симфонического абонемента Большого театра исполнена программа, представившая два харизматичных сочинения русской классики — «Песни и пляски смерти» Мусоргского и «Иван Грозный» Прокофьева. Далекие друг другу произведения неожиданно попали в единое русло российской культурной традиции — традиции экзистенциальных вопросов.О том, что жизнь есть мучительный процесс приближения к смерти, из русских музыкальных гениев XIX в. знал не только Мусоргский. Фатализм пронизывает творчество Чайковского, и даже Римский-Корсаков — самый уравновешенный из классиков — высказался на эту тему в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Однако Мусоргскому в данном вопросе не было конкурентов: его понимание жизни отличалось экзистенциальной безысходностью, впрямую совпадая со знаменитой мыслью из Экклезиаста о том, что все есть суета сует. Кульминациями двух великих опер Мусоргского являются сцены смерти: индивидуальной («Борис Годунов») и массовой («Хованщина»). В вокальном цикле «Песни и пляски смерти» на слова Голенищева-Кутузова тема решается в духе средневековой религиозности. С течением четырех песен Смерть все более утверждает власть над миром. В последнем монологе («Полководец») ее голос звучит экстатически безапелляционно.
«Песни и пляски смерти» прозвучали в оркестровке Шостаковича (1962), превратившей это отчаянное, но все-таки камерное сочинение в не лишенную респектабельности фреску. Такому формату, идеально соответствующему Большому залу консерватории, идеально подходил и солист — бас Михаил Казаков. Молодой певец, уже начавший свою мировую карьеру (успешное выступление в партии Бориса Годунова на гастролях Большого театра в Лондоне), обладает многими умениями. С одной стороны, ему удается выявить захватывающие достоинства драматургии и театральное мышление Мусоргского (в цикле Смерть, принимая разные обличья, ведет диалоги со своими жертвами). С другой стороны, его исполнение уберегает особо впечатлительных от слишком уж тягостного воздействия сгущенного натурализма и биологического ужаса. К пению Казакова невозможно придраться — все в нем отмерено и отшлифовано. А то, что ужас принимает благородные формы, можно даже считать не минусом, а заслугой: это другой Мусоргский — без драйва, аккуратный и академичный. Классик, одним словом. Симфонический оркестр Большого театра под управлением Юрия Темирканова этот образ дополнил, сосредоточив внимание больше на красоте и разнообразии звучаний, чем на трагическом смысле произведения.
«Иван Грозный» — музыка, которую Сергей Прокофьев написал (1943-1944) к знаменитому фильму Сергея Эйзенштейна, — превратился в ораторию после смерти автора благодаря дирижеру Абраму Стасевичу (1961). Чтобы производить впечатление вне кинематографического ряда, этому сочинению, несмотря на отсутствие драматургической внятности, аргументов хватает: эффектные оркестровые куски с типично прокофьевской бешеной моторикой; хор, озвучивающий безрадостные картины становления российской государственности; чтец, выполняющий роль связного, который декларирует высший смысл этой по большей части иллюстративной музыки: муки царя перед лицом смерти и муки ответственности абсолютной власти перед историей. Роковые вопросы разрешаются с чисто российской фатальностью: жестокость государства по отношению к гражданам оправдывается народным гласом, который слышит царь Иван, ради великих целей утверждающий опричнину.
Духоподъемно-державный финал утверждает идею государственности как национально-базовую. Однако восторг зала вовсе не говорил о том, что сегодняшней публике близки идеи насилия. Просто энергетический тонус исполнения был невероятно высок: оркестр и хор Большого выступили с Темиркановым в удивительном единстве. Когда музыка рождается с такой заразительной страстью, она воздействует на редкость убедительно. А ее мучительный экзистенциальный смысл уходит на дальний план.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков