Театральная критикаУсилия любви принесли плодыКомедия Шекспира «Бесплодные усилия любви» в постановке Льва Додина оказалась спектаклем ожидаемо элегантным и неожиданно бесшабашнымВедомости / Пятница 30 мая 2008 Ровесники додинских выпускников, играющих Шекспира, будут воспринимать спектакль, как он есть. Для тех, кто видел предыдущие «Бесплодные усилия», которые Додин поставил на своем курсе в 79-м, неизбежны сравнения. Тот курс знаменитый, их дипломным спектаклем были «Братья и сестры», сейчас его выпускники несущие конструкции уникальной труппы Малого драматического театра. Комедию Шекспира они играли, будто отдыхая от душевных нагрузок «Братьев»: упруго, с азартом. То было пышное красочное зрелище. Сейчас ситуация схожая: нынешний курс три года грыз гранит трагической «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана и теперь мастеру захотелось их как бы отпустить, дать порезвиться, побыть легкими, обаятельными, поносить светлые платья и светлые лица. Но тридцать лет, конечно же, не прошли для выдающегося режиссера попусту спектакль совсем-совсем другой. «Картинка» стильно, по-европейски аскетична. Александр Боровский предложил темные дырявые колонны, их лесом порос весь планшет. По ним герои поднимаются, зависают на высоте, буквально плавают в воздухе, осваивая всю кубатуру сценического пространства, беспримерное додинское умение строить мизансцены. Костюмы белые штаны, рубахи, платья. Поначалу набедренные повязки: в них король Наварры с придворными предаются гимнастическим упражнениям, сжигая переизбыток энергии, образовавшийся из-за принятого ими экстравагантного решения «три года женщин не видать». Не вышло: с дипмиссией прибывает французская принцесса и придворные дамы, все, само собой, друг в друга немедленно влюбляются, закипает круговерть обманов, ошибок и всего прочего, что в таких случаях Шекспир большой охотник навертеть. Шекспир, впрочем, изрядно подправлен. Пьеса даже не сокращена, а обкорнана и по тексту, и по персонажам. Зато когда согласно сюжету наваррцы являются к француженкам, переодевшись московитами, юноши выходят в оперно-онегинских пальто, в цилиндрах и объясняются с дамами словами романса Чайковского «Нет, только тот, кто знал» и «Пиковой дамы». Ужасно смешно но эта буффонада скоро сползает в печаль, приходит известие о смерти отца принцессы, всё кончено, все грустно разошлись. Этот праздник молодости прошивают собой два зрелых актера (как раз с курса «Братьев и сестер») Игорь Иванов и Александр Завьялов в возрастных характерных ролях. Их блестяще выделанные работы звучат как виртуозное виолончельное соло посреди бойкого ансамбля деревянных дудочек. Санкт-Петербург Мудрый возраст Такой ироничный и любовный взгляд на учеников раньше был нам знаком лишь по Мастерской Петра Фоменко. Теперь подобное открылось в педагогике и жизни 64-летнему Льву Додину. |