Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ксения, клоун Божий

Валерий Фокин продолжает на сцене Александринского театра анатомировать петербургские мифы

Ведомости / Понедельник 02 марта 2009
На сей раз для этой цели он выбрал не классику, а пьесу тольяттинского драматурга, одного из видных представителей так называемой новой драмы, Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии». Спектакль, однако, называется «Ксения. История любви», и эта перемена точно отражает произведенную над пьесой операцию.
Фокин и режиссер жесткий, и человек ну уж совсем не сентиментальный. И очень умный, а вкус, как известно, есть следствие прежде всего ума. Леванов перемежает жизнь Ксении в XVIII в. ее явлениями людям века ХХ, которых она спасает то от ареста, то от бомбежки. Все сусально-умильные эпизоды выброшены, как и все фирменные для новой драмы чернушно-матерные. Спектакль очень похож на сочиненную для него музыку Александра Бакши: холодные разреженные минималистские звучания сопровождают отточенные графичные мизансцены. Сценография Александра Боровского — огромное пустое пространство, в котором то приближается, то удаляется стена с тремя арочными проемами, в среднем — колокола (стена срисована с реальной арьерсцены Александринки). Вместо оркестровой ямы ступени, сходящие в желоб с водой, в котором периодически оказываются герои. На недвижную оцепеневшую Ксению льет дождь, сыплется снег… Мальчишки ее задирают, она гоняется за ними, страшно кричит. Всякий народ к ней приходит — то любовница мужа, кончина которого помутила разум Ксении и толкнула к юродству, то Салтыков, возомнивший себя Агасфером (в пьесе он из XVIII в., в спектакле графа в парике и камзоле сопровождает современная охрана в черных костюмах, так что он оказывается ряженым), конкурирующая юродивая Марфуша, муж Андрей Федорович является с того света и, наконец, Смерть. Александра Большакова, Сергей Паршин, Светлана Смирнова, Дмитрий Лысенков, Николай Мартон играют этих персонажей отлично.
В заглавной роли — Янина Лакоба, совсем молодая актриса, остриженная под мальчишку, программно некрасивая, с огромными глазищами, в которых плещутся безумие, ярость, кроткая больная нежность. Реальная 25-летняя Ксения Петрова, схоронив мужа, объявила себя им и 45 лет проходила в мужском платье. Эксцентричный типаж Лакобы очень к роли подходит: она женщина-существо, трагический клоун. Валерий Фокин вывел на сцену православную святую, культ которой в Петербурге имеет особенный, несколько кликушеский градус, и исхитрился за полтора часа спектакля не допустить ни одной кисло-сладкой ноты — несомненное художественное достижение.
Cанкт-Петербург

Петербург Фокина
Валерий Фокин уже сделал город, в котором сейчас руководит старейшим российским театром, героем «Двойника» по Достоевскому и «Живого трупа» Толстого. «Ксения» завершает эту трилогию.

Современные русские композиторы: Александр Бакши
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков