Театральная критикаБлагие обещанияОткрытие фестиваля Earlymusic принесло конфузВедомости / Вторник 19 сентября 2006 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Фестиваль Earlymusic, который ценители музыкальных редкостей ждут весь год, начался одновременно в Петербурге и Москве. Программа и участники, как всегда, вселяют надежды. Но те, кто прибыл в Царское Село в ожидании музыкального откровения, остались ни с чем. Выступление бельгийского оркестра Il Fondamento, открывавшее фестиваль, никак не стало музыкальным событием.Нынешний фестиваль девятый по счету. Уже воспитана своя публика грамотная и заинтересованная. Обе музыкальные столицы привыкли быть в курсе новинок исторического исполнительства одной из самых передовых отраслей мирового музыкального производства. Теперь волей-неволей нужно держать марку, особенно на первом представительском концерте. Но нынче сделать правильный выбор не удалось: такого конфуза на открытии Earlymusic не было еще ни разу. Фестиваль пригласил на открытие правоверных аутентистов известный барочный оркестр Il Fondamento с более чем традиционной программой из оркестровых сюит Баха. Руководитель ансамбля Пауль Домбрехт ревностно держится заповедей исторического исполнительства разыскивает неизвестный репертуар и ревизует привычную классику в новых исследованиях. Но на слуховую поверку дальше обычного (и далеко не первосортного) академизма дело не идет. Интерпретации особенно вредит механистичный, как у метронома, пульс время нарезано ломтиками и расфасовано в вакуумную упаковку тактов. Течение музыкальной мысли то и дело спотыкается о частокол из агрессивных и надоедливых акцентов. Баланс тоже оставляет желать лучшего мелодические голоса блуждают где-то внутри неаппетитной на слух звуковой массы. Ответственен за все это исключительно дирижер и когда управляет ансамблем, солируя на гобое, и когда стоит за пультом. Тиранический жест Домбрехта пережимает дыхательные пути ансамблю а воздуха не хватает слушателю. Да и мастерство музыкантов соответствует европейским нормам качества лишь с натяжкой дирижерская муштра не всегда помогала вступать вместе, а вторые гобои устроили совсем уж непристойную фальшь. Во Второй и Третьей сюитах, где не было духовых, струнная группа сумела просторнее расположиться в акустике, а первый скрипач (Дирк Вандале), получив наконец увольнительную в соло, ненадолго реанимировал засушенный саунд живым дыханием и гибкой интонацией. Большой и трудоемкий проект не оправдал себя. А ведь на эти немалые силы и средства можно было предложить армии знатоков и любителей, которая собралась в Екатерининском дворце, и что-нибудь посвежее. К счастью, все еще впереди немало будет событий и весьма достойных, и просто сногсшибательных. Солнечное сплетение фестиваля придется на 25-27 сентября: друг за другом пройдут ранний Ренессанс в эталонном исполнении ансамбля Micrologus, аристократические виольные монологи Паоло Пандольфо и ансамбль Les Basses R?unies, которым руководит мастер барочной виолончели № 1 Брюно Коксе. А чтобы не проморгать революцию в традиции моцартовских интерпретаций, обязательно нужно услышать сверхновую звезду исторического фортепиано Кристиана Безауденхаута сегодня, 19 сентября, в Петербургской консерватории и 21 сентября в Театре Анатолия Васильева в Москве. |