Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Музыка без возраста

Йо Йо Ма обновил шедевры

Ведомости / Вторник 05 декабря 2006
Йо Йо Ма, китаец, родившийся в Париже и ставший американцем, — человек иной культуры. Тем он и интересен нам, воспитанным на русско-немецкой музыкальной традиции. В последние годы до нас долетали вести о его успехах на ниве мультикультурализма: он руководит фестивалем “Шелковый путь”, где играется музыка азиатских композиторов, записался для голливудских фильмов, в том числе сыграв шикарное соло в “Крадущемся тигре”, за которого получил “Оскара” композитор Тан Дун. Сам Йо Йо Ма засыпан премиями “Грэмми”, играет дуэтом с Кондолизой Райс, числится в поп-звездах и баловнях удачи.
Часто такие герои разочаровывают: на поверку что-нибудь оказывается не то. Однако Йо Йо Ма угодил и широкой публике, и профессиональным музыкантам — а в Москве, в Большом зале консерватории, их было немногим меньше, чем московских китайцев. Гастролер и убедил, и позабавил. Многое было странным: например, перед виолончелистом стоял пюпитр с нотами, в которые он не глядел — либо играл наизусть, упоенно запрокинув голову, либо выворачивал шею и глядел в ноты пианистки Кэтрин Стотт, стоявшие на пюпитре фортепиано, — скорее всего не ради нот, а ради полного ощущения ансамбля с партнершей. Ансамбль действительно был идеален, хотя пианистка грешила грубоватым звуком — особенно в сравнении с нежным, как мед, тоном виолончели.
Йо Йо Ма играл свободно, с техническими сложностями справляясь шутя — прыгал к верхним позициям из рискованных положений и вставал на них легко, словно ему помогали (как в том самом фильме) невидимые тросы. Его звук сочен и чист, он живет не только внутри фраз, но и внутри нот. А его интерпретации хрестоматийного репертуара кажутся свежими, хотя в основном благодаря тому, что музыкант умеет растворяться в разных стилях.
В течение первого отделения он облетел, как эльф, три эпохи и культуры. Он оказался своим в венской гостиной начала XIX в.: Соната “Арпеджионе” Шуберта предстала у него цитаделью чистой радости. Удивительно, что он ощутил и меланхолию, которой проникнут интеллигентный воздух советской квартиры: в Сонате Шостаковича Йо Йо Ма особенно заслушивался целомудренной прелестью лирической темы. Ну а потом настал черед латинских страстей: вязкие гармонии и острые ритмы Большого танго Астора Пьяццоллы воодушевили аудиторию, хотя виолончель, бывало, и тонула в гремучей фортепианной фактуре. Во втором отделении гость с подъемом окунулся в большой романтический стиль, сыграв виолончельную версию скрипичной Сонаты Франка, но отдал умелую дань и салону (“Серебряная свадьба и четыре песни” бразильца Эгберто Гисмонти, бисовые миниатюры).
Программу объединило радостное чувство полноценного сегодняшнего дня. Его, Йо Йо Ма, азиатско-американская культура жива, ибо не переоценивает историю. В отличие от нашей, европейской, что умерла или сто лет умирает, она питается не драмой обретений-утрат, а красотой, не знающей о безжалостном времени. И наши шедевры, возможно, сегодня принадлежат совсем не нам.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков