Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Лестница на крышку

Композитор Владимир Мартынов, чье 60-летие уже не раз отмечалось в этом году юбилейными концертами, к концу года решил отпраздновать его в компании с другими юбилярами. Одним из них стал бенедиктинский монах Гвидо Аретинский, тысячу лет назад придумавший систему нотации музыки. К этой роковой дате и была приурочена российская премьера оперы Мартынова “Упражнения и танцы Гвидо”.

Ведомости / Среда 20 декабря 2006
Премьера состоялась в, как говорили раньше, бенефис скрипачки Татьяны Гринденко: ее ансамблю “Академия старинной музыки” — 25 лет. Четверть века назад Гринденко была в числе пионеров российского аутентичного исполнительства, которое сегодня расцвело столь буйно. Об этом призвании ансамбля напомнили открывавшие программу “Любовные мадригалы” Монтеверди (разнообразные приемы барочного пения бойко демонстрировала Галина Мурадова) — музыка, написанная в начале XVII в., когда история оперы только делала первые шаги.
Опера же Мартынова, на разогреве которой выступил классик барокко, написана тогда, когда — согласно мыслям автора, изложенным им в нескольких книгах, — закончилось время не только оперы, но и композиторов вообще. А в начале стоял как раз монах Гвидо, придумавший нотные линейки, на которых в течение тысячи лет плодился, все мельчая, сонм композиторов-индивидуалистов. Шесть нотных ступеней Гвидо у Мартынова соотнесены с шестью “ступенями восхождения к Богу” святого Бонавентуры. Центральный раздел оперы, “Упражнения”, дотошно поделен на шесть секций с одинаковой структурой. Рисунок постепенно усложняется, но кардинальных трансформаций не происходит. Они случаются на седьмом витке, в “Танцах”, где вырывается на волю агрессивный архаический танец, гремит экстатическое соло органа, а сентиментальная кода челесты (на ней сыграл сам Владимир Мартынов) звенит осколками надежд. Лестница из шести ступеней вела к Богу? Или же в обратном направлении? Факт, что чему-то настала крышка. Скорее всего, европейской культуре.
Церковное пение, фольклор, энергию рок-музыки и салонные красивости, как всегда у Мартынова, объединила геометрически выверенная структура целого. Его гордый опус — едва ли опера или рассуждение об опере. Это служба, сочиненная по индивидуально изобретенному канону. Обратная сторона канонотворчества — проблемы с исполнением. Весьма профессиональные солисты (тенор Марк Таккер, сопрано Татьяна Моногарова и Яна Иванилова) продирались через текст, лихорадочно уткнувшись в ноты. Хору “Духовное возрождение” Льва Конторовича было проще, но и он не мог скрыть испуганной старательности. И только ансамбль Татьяны Гринденко с пониманием справил этот двусмысленный ритуал, оказавшийся особенно красноречивым на филармонических подмостках.

Современные русские композиторы: Владимир Мартынов
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков