Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В Красноярске поставили «Лебединое озеро» так, как его написал Чайковский

Впервые со времени премьеры в 1877 году балет пошел по оригинальной партитуре

Ведомости / Понедельник 27 октября 2014
Людям, навещающим балет раз в несколько десятилетий, чтобы познакомить сначала детей, а потом внуков с щелкунчиками и жизелями, обычно кажется, что «Лебединое озеро» — такое же наше все, как пушкинский «Евгений Онегин», исследования которого могут составить библиотеку. Это счастливое заблуждение: специалистов «Лебединое озеро» повергает в отчаяние — в его истории так много неизвестного, будто оно создавалось в эпоху египетских фараонов. До сих пор мы не знаем даже, действительно ли на премьере в московском Большом театре роли Одетты и Одиллии были разделены между разными балеринами и почему, к примеру, на афише не было имен авторов либретто Бегичева и Гельцера, которые позже никогда не указывали его среди своих творений, хотя должны были бы гордиться сотрудничеством с великим современником. Не говоря уж о том, что у нас нет возможности представить, как выглядел хоть один такт танцев Вацлава Рейзингера, первого постановщика.
Но образ «того», самого первого, считающегося провальным «Лебединого озера» не давал покоя многим. И в то время, когда бронзовели в своей неприкасаемости «лебединая картина» Льва Иванова и «черное» па-де-де с Испанским танцем Петипа, отлакированные в сталинские времена Константином Сергеевым, хореографы тихо рыли под памятник подкопы: завивали лебедей в русские хороводы, складывали христианский крест из фигур Одетты и Зигфрида, со временем рассекли даже двуликую героиню и позволили главным героям погибнуть — кто как мог пытался оглянуться через плечо на Чайковского, его оригинальную партитуру и либретто, с которым он работал.
Сергей Бобров, экс-солист Большого театра и худрук Красноярского оперного, не стал довольствоваться полумерами и поставил «Лебединое озеро» по первоначальному плану — без любимого многими вставного вальса «Звездочки», зато с оригинальным па-де-де Одиллии и Зигфрида, которое сегодня ассоциируется в первую очередь с Баланчиным, с минимально отредактированным либретто про злую королеву-сову и без рыцаря-филина Ротбарта.
Буколические пейзанки, гирлянды и табуреточки, битва каблучков и пуантов напомнили о давно ушедших страстях, которым предавались на балетах в середине XIX в. Им противостояли современные компьютерные проекции, кордебалет на пуантах и фуэте — чудеса балетной технологии, немыслимые в эпоху оригинала. Обойтись без «танца маленьких лебедей», как называют фрагмент гран-па, хореограф не рискнул, а подсознание представителя хорошо образованной семьи не вовремя набросало подсказок в виде лейтмотивного первого арабеска и задранного «по-лебединому» плеча (впрочем, без них не обошелся даже Мэтью Боурн в своем авангардном варианте). Академическая выучка Марии Литвиненко (Куимовой), исполнительницы партии Одиллии, заставила пожалеть, что хореограф все же разделил две ипостаси героини.
Новое «Лебединое озеро» оказалось вполне обитаемым — ярким, красивым и сказочным. Действительно приближенным к оригиналу, ведь в позапрошлом веке балет был не великим искусством, а великолепным развлекательным шоу. И в красноярской версии гармоничным оказалось даже то, что оркестр под руководством Дмитрия Волосникова не искал симфонических высот Чайковского, а представил его как традиционную балетную партитуру, когда главное для музыки — не забыть поймать солиста после его пируэтов.
Красноярск
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков