Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В «Новой опере» сыграли «Дидону и Энея» Перселла

По российскому заказу пролог к великой опере написал Майкл Найман

Ведомости / Среда 25 июня 2014
Бывало ли такое после «Силы судьбы» Верди: маститый европейский композитор пишет по российскому заказу произведение для российского театра? Майкл Найман написал — пусть только получасовой пролог к великой опере Перселла, однако прецедент создан. Благодарить за это мы должны режиссера Наталию Анастасьеву-Лайнер, которая редко, но систематично ставит под вывеской «Маленького мирового театра» оперные произведения ХХ в. Одним из таковых была опера Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу». В 2003 г. композитор приехал в Москву на премьеру и, пленившись постановкой, согласился написать новую вещь. Вскоре подоспело либретто Веры Павловой, Стивен Сеймур перевел его на английский. Премьера должна была состояться в Перми, но прошло только концертное исполнение. И вот — в России надо жить долго — спектакль в «Новой опере» на фестивале «Сад оперы».
В прологе рассказывается история подготовки премьеры «Дидоны и Энея» в пансионате благородных девиц в Челси в 1689 г. Придворный композитор Перселл, автор многочисленных «масок», написал свою единственную оперу по заказу директора пансионата Джозиаса Приста. В прологе Наймана под грохот шекспировской бури на сцене появляются Прист, певец-звезда Генри Боуман, которому предстоит исполнить партию Энея, ну и, разумеется, многочисленные благородные девицы. Компактная история кастинга включает в себя сразу многое — историю творческого замысла, влюбленности, козней, интриг и растерянности перед судьбой. Персонажи Пролога без перерыва становятся героями оперы Перселла, в которой те же мотивы обретают мифологические, роковые масштабы.
Наталия Анастасьева-Лайнер (автор проекта и режиссер) и художник Юрий Хариков оказались в прошлом так же просто, как английский композитор — в России. Ни одной актуальной аллюзии в постановке — и полная свобода владения мировой культурой. Хариков легко и виртуозно складывает мотивы древнегреческие и египетские с живописью Леже и других художников новейшего времени, создавая стиль приподнятый и аристократичный.
У спектакля есть и другая предыстория: «Дидона и Эней» Перселла (еще без пролога Наймана) прозвучала в фойе и на лестницах «Новой оперы» еще в 1999 г. Полуконцертную постановку делала все та же Наталия Анастасьева, дирижировал Дмитрий Волосников. Уже тогда это была профессиональная музыкальная работа, но музыкальный результат тогда и сегодня — это небо и земля. Важно понять, что за это время барочное исполнительство в России сделало мощный рывок. Теодор Курентзис записал в 2008 г. с Симоной Кермес «Дидону и Энея» для лейбла Alpha, удивив европейский музыкальный мир. В Москве оперу Перселла он тоже исполнял — с авторитетной английской певицей Эммой Киркби. Но не только Курентзис и его новосибирская, а теперь пермская MusicAeterna сдвинули барочное дело. К ним прибавились московский оркестр Pratum integrum и другие молодые коллективы. Оркестр Musica viva, в 1990-е воспринимавшийся как безнадежно провинциальный, теперь образцовый европейский оркестр. «Новая опера» и Дмитрий Волосников взяли еще один, принципиальный рубеж: теперь барокко играют и поют не специализирующиеся на стиле певцы и музыканты, а обычный оперный оркестр, обычный оперный хор и обычные оперные певцы, и у них это получается. Может быть, звук у Виктории Яровой (Дидона) и Ильи Кузьмина (Эней) еще чуть-чуть по-русски крупный, но как стильно и тонко звучит хор и каких красок Волосников добился от оркестра, в который попали положенные лютня и клавесин, и как прелестно, словно на фидле, музицировал скрипач в сценическом ансамбле.
Уместной оказалась и вольность: в «Дидону и Энея» включили арию Духа холода из «Короля Артура», чей трагический пафос ужился с известной рок-н-ролльностью, через которую нашли друг друга Генри Перселл и Майкл Найман — когда-то в фильмах Питера Гринуэя, а теперь и на сцене московской «Новой оперы».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков