Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Саша Вальц не прошла экзамен Вагнером

Строгая берлинская публика сочла, что знаменитый хореограф в постановке оперы «Тангейзер» позволила себе «слишком много танца»

Ведомости / Среда 16 апреля 2014
Чтобы понять, что премьера оперы Вагнера в Германии не то же самое, что премьера любого другого автора, в Байройт ездить не надо. Во-первых, Байройт явится сам — в лице, например, директора фестиваля Катарины Вагнер, приехавшей на премьеру «Тангейзера» в берлинский Schiller Theater (ставший площадкой Staatsoper на время реконструкции основного здания). Во-вторых, само доминирование в зале вагнерианцев почтенного возраста (даже представить страшно, что и кого они могут помнить!) сигналило о том, что кто-то сдает экзамен. Тот факт, что в качестве испытуемого — главная персона немецкого contemporary dance Саша Вальц, ничего не меняет. Отнюдь не новичок в постановке опер, не провалившаяся на этой территории ни разу, Вальц, как и всякий взявшийся за Вагнера, автоматически лишается привилегий и переходит в категорию дебютантов.
«Браво», которое кричали уже после увертюры, относилось больше к картинке на сцене и Баренбойму за пультом. Грот Венеры выглядел как воронка, соединяющая миры, из узкого отверстия которой в широкое стекали полуобнаженные тела. Маэстро же как двинулся в направлении педантичной нюансировки и нешуточного драматизма, так с этого пути и не свернул — если бы к музыке можно было применить понятие «саспенс», то это оно и было. Что, в принципе, соответствовало режиссерскому и визуальному решению: сбежавший из дизайнерского грота от ласк языческой богини Тангейзер попадает на состязание певцов в средневековый Вартбург — как в Голливуд. На Елизавете, Анн Петерсен, платье в духе тех, что носила Грейс Келли в фильмах Хичкока. На мужчинах — костюмы полувикторианского образца 50-х. А зал, обрамленный занавесом из золотых бамбуковых труб, — из той же эпохи, что и сам Schiller Theater, архитектура которого Сашу Вальц и вдохновила. Сценограф Пиа Майер-Шривер, автор костюмов Бернд Скорцих, художник по свету Дэвид Финн достойны «Оскара» за все сцены, включая ту, в которой нет ничего, кроме слоями в воздухе висящего тумана.
Это пустое пространство третьего акта, особенно когда взгляд переключают на детали — очки, которые снимает Вольфрам фон Эшенбах и кладет рядом с туфлями исчезнувшей Елизаветы, — кинематографично и драматично как раз в баренбоймовском смысле. Эстетических расхождений у авторов нет. Проблема скорее в том, что сцены, в которых Вальц позволяет себе быть аскетичной и не суетиться, глубже и насыщеннее, чем те, в которых слишком много пляшут. А моменты статики, позволяющие напряжению в диалогах Вольфрама (герой вечера — баритон Петер Маттей) и Тангейзера (звездный тенор Петер Зайферт) бесконечно разрастаться, куда эффектнее эпизодов, в которых заняты сизифовым трудом 18 прекрасных танцовщиков.
Саша Вальц поставила много опер, но «Буууу» в финале ей кричали, кажется, впервые — и, похоже, ровно за «слишком много танца» (фраза носилась в антрактах как приговор). Что выдающейся работе хора, оркестра и солистов, впрочем, не повредило. Всем было комфортно и просторно. Никто не потерялся. Будь то яростная Марина Пруденская — Венера или меланхоличный Маттей — Вольфрам. В этом смысле тест на вагнеропригодность Вальц скорее прошла: пострадала только танцчасть. Возможно, потому, что это первая оперная работа Вальц, в которой хореография оказалась намертво отделенной от режиссуры.
Берлин
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков