Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Пасхальный фестиваль в Зальцбурге: Классики устали

Программу открыла «Арабелла» Рихарда Штрауса со звездным дуэтом Рене Флеминг и Томаса Хэмпсона

Ведомости / Понедельник 14 апреля 2014
Фестиваль, основанный еще Караяном, из года в год собирает звезд на сцене и бриллианты в зале. Поначалу кажется, что главные люди здесь фотографы. Ими перед открытием запружена улица перед фестивальным дворцом. Своим (не)вниманием к тем или иным гостям они определяют структуру светского общества. Затем главными кажутся телевизионщики, оккупирующие зал, — «Арабеллу» Рихарда Штрауса, открывавшую фестиваль, показывали в трех странах. И только после поднятия занавеса понимаешь: главный здесь все же оркестр Дрезденской Штаатскапеллы под управлением Кристиана Тилемана. С прошлого года он стал вместо берлинского филармонического хозяином фестиваля.
«Арабеллу» ставят не часто, хотя это последняя совместная работа Штрауса и его любимого либреттиста Гуго фон Гофмансталя, одного из лучших, наряду с Лоренцо да Понте, либреттистов в истории оперы. Композитор завершил ее уже после смерти Гофмансталя. Точнее — не завершил, поскольку Штраус постоянно требовал изменений, а страдавший депрессиями либреттист почти всегда покорно соглашался. В итоге окончательно отделан был лишь первый акт.
Премьера прошла в Дрездене в июле 1933 г., дата повлияла на судьбу оперы. Многие сочли ее малоудачной реинкарнацией «Кавалера розы» (современники называли ее «Кавалером склероза»), но длинноты и проступающий порой перезрелый романтизм не отнимают красоты музыки, кажущейся многим шедевром. Тилеман выписывает мельчайшие детали с тщательностью неофита — хотя сам играет Штрауса многие годы, в этом сезоне, например, он выпустил в Дрездене «Электру». Благодаря дирижеру «Арабелла» стала музыкальным событием. Арабеллу поет Рене Флеминг, влюбленного в нее Мандрыку — Томас Хэмпсон. Союз звезд притягивает публику как магнит, хотя поначалу кажется, что их перепевают молодые Ханна-Элизабет Мюллер (переодетая в мальчика сестра Арабеллы Зденка) и Даниэль Беле (Маттео, в которого Зденка втайне влюблена).
В этом году художник Мартина Сегна, видимо, чувствовала себя перед режиссером Флорентиной Клеппер как стареющий Гофмансталь перед Штраусом: во всем пыталась ей угодить. Выдержанная в духе венского модерна квартира графа Вальднера (Альберт Домен) вытянута вдоль необъятной сцены Фестивального дворца. Но даже ее не хватило на четыре комнаты (включая кладовую с медведем — дело происходит на масленицу), в итоге комнаты ездят взад-вперед вдоль сцены. Во втором акте стены буквально разлетаются в разные стороны, открывая пространство для бала кучеров. Но это не облегчает понимание режиссерской концепции. Подобного было трудно ожидать от Клеппер, ставившей на престижных сценах в Штутгарте, Мюнхене и Франкфурте. Среди ее инсценировок не только классика, но и современные произведения, например «Смерть Маяковского» Дитера Шнебеля. Сделав ставку на безмятежность позднего Штрауса, режиссер, кажется, просчиталась: герои Флеминг и Хэмпсона похожи скорее на кукол, чем на людей, если бы не эмоции Зденки — Мюллер, вся история казалась бы ложной.
Зальцбург
Следующее представление — 21 апреля
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков