Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Лучше поздно: Алексей Ратманский дебютировал в Берлине

Русский хореограф представил американский балет

Ведомости / Пятница 28 марта 2014
До вечера Ratmansky/Welch немецкие СМИ представляли Алексея Ратманского как одного из самых востребованных в мире балетных авторов. После — недоумевали, почему знаменитость появилась в Берлине только сейчас, учитывая, что Владимир Малахов, покидающий в этом сезоне пост интенданта Staatsballett, — одноклассник Ратманского. Ответ, интегрированный в вопрос, обсуждать бесполезно. Какими бы ни были причины, балет Namouna, поставленный Ратманским для New York City Ballet в 2010 г., стал дебютом хореографа на берлинской сцене. А сам он — актуальным персонажем, с которым теперь будут сравнивать нового интенданта Staatsballett Начо Дуато: экс-худрук Михайловского театра через пару недель представит Берлину свою программу. Альтернатива, вдруг коварно показала премьера, даже в условиях всемирного кадрового кризиса есть. Как и новая генерация балетных худруков, представителями которой можно считать и нового шефа парижской Opera Бенжамена Мельпье, и определяющего «американский» ландшафт Алексея Ратманского, и его ровесника, руководителя Хьюстонского балета Стентона Уэлша, балет которого Clear открыл вечер в Schiller Theater.
Созданный в 2001 г. для American Ballet Theatre, проект стал откликом на трагедию 11 сентября. Адреналин, питавший вещь тогда, ощутим и сегодня в ее торжественной и печальной конструкции. Красивый, текучий и одновременно жестко собранный балет на семь танцовщиков и одну балерину в телесного цвета костюмах, олицетворяющих скорее душевную обнаженность, нежели нечто эротическое, по сути, реквием и что-то вроде прощания с модернизмом. Стройность и простота царят в нем как вселенский закон, усмиряющий бури физические и душевные. Что отлично иллюстрирует адажио, в котором совершенно разные Владимир Малахов и Михаил Канискин, сохраняя каждый свою телесную интонацию, говорят на одном языке. Вступая по очереди, повторяют одни и те же движения с перфекционизмом школяров, зубрящих ежедневную мантру, и смирением послушников, знающих толк в молитве. Чему баховские концерты для виолончели, виолончели и гобоя только в помощь — в финале Staatskapelle Berlin и дирижер Поль Конелли удостоились оваций не меньших, чем артисты. Для Малахова вещь Уэлша стала последней премьерой на сцене Staatsballett. Смирение, которое ему понадобилось, чтобы выйти не в титульной роли, а анонимным участником ансамбля, достойно уважения, даже если это такое проявление гордыни.
С амбициями, звездными болезнями и устаревшей монструозной иерархией классического балета как раз работает в Namouna Алексей Ратманский. «Работает», впрочем, слово слишком строгое для веселой, абсолютно в духе его вещей из 90-х пародии на романтические балеты. Инфантильный герой (здесь — юноша в матроске и коротких штанишках) ищет свой идеал, находит черт-те что (в данном случае не расстающуюся с сигаретой стервозную приму), окончательно запутывается в мирах и отношениях и остается или с покойницей в объятиях (как у романтиков), или — как у Ратманского — выбирает жизнь и крепкий поцелуй. В построениях массовки (сначала 16 дев в желтых платьях и черных декадансных паричках, потом смешанного кордебалета в трико, резиновых пачках и шапочках — костюмы Марка Хаппеля и Рустама Хамдамова) можно узнать и теней из «Баядерки», и виллис из «Жизели». Дуэты напомнят все штампы балетного соблазнения, без которых, как без самодовлеющей виртуозности и нарциссизма солистов, классика уже не воспринимается. Пародирует Ратманский, конечно, не сюжеты, а хореографические формы и конструкции, в которых он летает, купается и блещет эрудицией, за которой, как и за темпами сверхскоростной речи хореографа, дай бог успеть не самой медленной труппе. Тут крушение великолепного монстра под названием «классический балет» происходит на огромной постмодернистской скорости силами солистов, сведенных до положения фигляров, и под хохот публики, которой предложили новый и незанудный способ расправы с традицией. До Ратманского у балета 1882 года рождения не было никакого второго шанса. Но, пропущенный через неоклассический и модернистский «апдейт», он еще поживет. Как и большие балетные компании, рулить которыми, возможно, пришел черед таких вот укорененных в классике полистилистов.
Берлин
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков