Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Новый спектакль Алана Плателя в Берлине: Бах глух

Tauberbach оказался самой витальной постановкой знаменитого хореографа, хотя вдохновлен инвалидами и живущими на самом «дне» люмпенами

Ведомости / Четверг 13 марта 2014
То, что постановщика вдохновили инвалиды и живущие на самом дне люмпены, — вовсе не парадокс. «Я недовольна моей жизнью, но не бытием», — философски изрекает актриса мюнхенского Kammerspiele Элси де Брау. Ее персонаж и пять танцовщиков из труппы бельгийского хореографа Алана Плателя Les ballets C de la B обитают на большой сценической свалке. Они танцуют — если так можно назвать копошение в тряпье, она разговаривает — с публикой и сама с собой.
Еще, конечно, с Богом, что должно напомнить «Счастливые дни» Беккета, но большая часть бессвязных реплик — из бразильского документального фильма «Эстамира» о реальной безумной женщине, живущей на помойке. Иногда она просто воет в микрофон, и этот способ общения кажется самым естественным и для нее, и для стаи, к формам и нормам животной жизни адаптированной уже больше, чем к стандартам человеческой.
«Культурой» в этом озвученном жужжанием мух и пропитанном вонью старого тряпья пространстве не пахнет. Даже когда в исполнении хора глухих звучат баховские кантаты (Tauberbach и переводится как «Глухой Бах», только Платель написал это в одно слово), жутковатое какофоничное пение не слышащих друг друга людей напоминает нестройный волчий вой и проходит по разряду тех же «животных» звуков. Что для Плателя вовсе не является чем-то нечеловеческим.
Запись хора глухих (проект польского художника Артура Змиевски в лейпцигской Tomaskirche, где Бах похоронен) Платель давно хотел использовать. И наконец пристроил для проекта, готовясь к которому артисты еще и посещали дом для детей-инвалидов. В чем тоже нет ничего нового: движения людей, чьи тела изменила болезнь или они сами подвергли себя трансформации (как транссексуалы в проекте «Гардения»), хореограф исследует давно. Для него люди, что-то утратившие, неважно что — имущество, возможность нормально двигаться, слух, рассудок, прежнюю половую идентификацию, — оказываются в экстремальной реальности, активизирующей такую волю к жизни, о наличии которой в себе так называемые нормальные люди и не догадываются.
«Животное» поведение у Плателя — не синоним деградации. Наоборот. Следствие освобождения той самой радости бытия, какую вдруг обретают совсем отчаявшиеся. Им нечего надеть, но и терять им тоже нечего. А спагетти, кричит миру хозяйка свалки, мы можем приготовить и здесь: «У нас тут есть все необходимое». Танцовщики сбрасывают с себя одежду так же легко, как надевают, а их персонажи пребывают в возбуждении, заставляющем совокупляться по-быстрому не только друг с другом, но и со всем, что попадется. Когда в перевозбуждении они падают синхронно на гору тряпья, едва успев стянуть трусы, и лежат голыми попами вверх, забив пустое место, как в игре, где надо по сигналу сесть на стул, — они невинны как дети, не знающие что такое «неприлично».
Из-за этой и других сцен (например, с долгим-предолгим поцелуем и натуралистичными ласками) кто-то назвал спектакль Плателя порнографическим. Все бы так, если бы эротические игры не были таким невинным проявлением жизнелюбия, которое восстанавливается здесь как присущая человеку норма. Так дух реабилитирует себя в неполноценном теле. Жизнь, возможно, и ужасна, но бытие, к которому как к энергетическому первоисточнику подключается шестерка великолепных оборванцев, побеждает и царит над ее условиями и обстоятельствами. И в эпизодах, где обнаженные тела мажут черной краской, акцентируя мрачный жизненный опыт, и в дивных сценах их «омовения», где дрожь и судороги вдруг утихают, а тела блаженно замирают, смакуя покой и тишину. В сценах же, где разворачивается эквивалентный воплям глухих телесный «факинг бах» (определение Плателя), глаз вдруг перенастраивается. Отмечаешь не то, насколько полноценно люди двигаются, а насколько достоверно то, что ими движет. Что уже почти отсыл к Пине Бауш, чьи спектакли когда-то произвели на Плателя, психолога по образованию, такое сильное впечатление, что он не может оправиться от шока до сих пор — зато уже не в первый раз так талантливо себя и нас лечит.
Берлин
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков