Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В Еврейском музее Вены - выставка о Вагнере

Отношения гения с австрийской столицей были непросты

Ведомости / Понедельник 24 февраля 2014
Еврейский музей Вены показывает выставку «Эйфория и дискомфорт», посвященную отношениям Рихарда Вагнера и австрийской столицы. Отношения с самым музыкальным городом на свете складывались непросто, тем более отношения с еврейской Веной, вокруг которых выстроена экспозиция.
С одной стороны, у него было множество поклонников — от Малера и Шенберга до Берга и Рихарда Штрауса. По числу вагнерианцев на рубеже веков дунайская метрополия могла дать фору всей Европе. С другой — здесь работали самые яркие и яростные критики Вагнера. Тексты Эдуарда Ганслика и сегодня не потеряли блеска.
Композитор их не любил — и как подвергнутый суровому разбору автор (а он-то сомневался в своей гениальности), и как антисемит, чьи взгляды выглядели порой едва ли не карикатурно. При этом он нежно относился к поставившему «Лоэнгрина» Иоганну Штраусу-сыну (а ведь тот был еврейских кровей), знаменитые же береты Вагнера, в которых он запечатлен на многих портретах, шила ему венская еврейка.
Кураторы подробно разбирают историю печально знаменитой статьи Вагнера «Еврейство в музыке», опубликованной под псевдонимом в 1850 году (для современников авторство не было секретом) и переизданной с дополнениями 19 лет спустя. В России Вельский районный суд Архангельской области внес ее в 2012 году в Федеральный список экстремистских материалов, но сам текст доступен, что позволяет изучать историю культурного антисемитизма. Впрочем, еврейских поклонников Вагнера тот не пугал. В Вене напоминают: «Тангейзер» звучал на сионистских конгрессах, а основатель сионизма Теодор Герцль был вагнерианцем.
«Присвоение» Вагнера нацистами изменило к нему отношение. Выставку завершает рассмотрение ситуации с (не)исполнением Вагнера в Израиле. Попытки организовать там концерт из произведений Вагнера безуспешны, он звучит обычно на бисах, часто — после затяжной полемики музыкантов с залом. Игравших его дирижеров — среди них Зубин Мета, Даниэль Баренбойм и Менди Родан — атаковали консерваторы, депутаты кнессета хотели объявить Баренбойма персоной нон грата. Да, говорят авторы каталога к выставке, Вагнера можно бойкотировать. Но без него был бы иным и весь модерн, и нынешняя культура в целом.
Выставка открыта до 16 марта
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков