Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Даниэль Баренбойм и Саша Вальц снискали триумф в берлинской Staatsoper

Хотя «Весну священную» уже показывали в Петербурге и Париже, делать выводы, пока хореографию Вальц не станцуют ее собственные артисты, было преждевременно

Ведомости / Вторник 05 ноября 2013
Победа, которую одержали в этот вечер Даниэль Баренбойм и Саша Вальц — зал буквально вскочил на ноги (и чуть ли не первыми директор балета Opera de Paris Бенжамен Мелипье и его жена Натали Портман), когда хореограф вылетела на поклоны, — отсылает к началу 2013 года. Тогда Владимир Малахов, 10 лет возглавлявший Staatsballett, сообщил о cвоем уходе, а преемником интенданта был объявлен испанец Начо Дуато. Последовавшее заявление Саши Вальц о том, что она собирается покинуть Берлин из-за недостаточного финансирования компании Sasha Waltz & Guests, означало одно: самого очевидного претендента на главную балетную сцену страны прокатили. Если бы не Даниэль Баренбойм, объявивший премьеры Sacre и «Тангейзера» в постановке Вальц в планах Staatsoper на сезон 2013-2114 гг., Берлин запросто мог остаться бы без звездного хореографа. Что решимости первому лицу немецкого contemporary dance не занимать, только подтвердила премьера в Schiller Theater, после которой непрогадавший Баренбойм заверил, что, пока его слово что-то значит, Вальц может ставить в его театре что хочет и когда хочет.
«Весна священная» Стравинского, заказ на которую на момент кадровых перестановок Вальц уже получила от Мишеля Франка — директора Театра Елисейских Полей и Валерия Гергиева — руководителя Мариинского театра, в этой истории сыграла роль бомбы замедленного действия — заложенной заранее, но взорвавшейся в нужное время и в нужном месте. Наверное, впервые в биографии Вальц «взять Берлин» оказалось куда важнее, чем выпустить премьеру где-то еще. Балет под названием Sacre в исполнении артистов Мариинского театра в мае показали сначала в Петербурге, затем в парижском Театре Елисейских Полей, где ровно 100 лет назад и случился скандал на премьере «Весны священной» Вацлава Нижинского. Но обе балетные столицы стали чем-то вроде полигона для новой версии: делать выводы, пока хореографию Вальц не покажут ее собственные артисты, оказалось преждевременным. Но и почувствовать такую фантастическую разницу тоже вряд ли кто рассчитывал. Довольно скованное на премьере в Мариинском театре, зрелище чуть более заряженным предстало в Париже (благодаря союзу Вальц — Гергиев и тому обстоятельству, что наши на выезде всегда сильнее), но явлением совсем другого порядка и значения предстало только в берлинском Schiller Theater.
После нарочито эскизного «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси, сочиненного Вальц специально для этого вечера, зрители оцепенели. После беспроигрышного дуэта из «Ромео и Джульетты» Берлиоза успокоились, а после Sacre впали в настоящее неистовство. 28 танцовщиков компании Вальц отличались от балетных коллег из Мариинского театра и формой, и содержанием. Что изменило хореографию, как состав почвы меняет ландшафт. Всех человеческих видов и мастей, они составляли единое, но отнюдь не однородное тело, заряженное и сокрушительное, как торнадо. Никакого компромисса, никакой половинчатости. Если уж кто падает плашмя в рассыпанный по сцене гравий, то всем весом и не щадя живота. Если бегущую мимо девушку ловит юноша за горло — то насмерть, как паук муху. Если охватывает дрожь двухметрового черного парня — жутковатый телесный экстаз пробирает всех. А когда массовка вдруг ложится всем своим коллективным телом перед обнаженной девушкой — бесшумно, бесплотно, то эта мольба о жертве выглядит как самый безжалостный смертный приговор. У апокалипсиса, усиленного чувственной интерпретацией Баренбойма, здесь нет альтернативы. Как у насилия, совершаемого всуе, — некинетической причины. Избранница Мария Марта Колузи молотит себя по бедрам, рычит, перекрывая Стравинского, мечется, но перемены участи не будет. Когда обнаженное тело, опустошенное сопротивлением, падает под спустившуюся с неба уже окровавленную предыдущей жертвой спицу, по зрительским рядам, как выдох, проходит тихое Wow.
Берлин
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков