Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Проекты Ицтока Ковача и Эмануэля Гата на фестивале Tanz im August: Ничего святого

Берлинский зритель увидел Гольдберг-вариации Баха и Октет Стравинского глазами современных хореографов

Ведомости / Среда 28 августа 2013
Обосновавшийся во Франции израильтянин Эмануэль Гат привез в Берлин проект The Goldlandbergs. Копродукцию уже видели на фестивале в Монпелье, осенью покажут в парижском Theatre de la Ville, а в 2014-м она доберется до Lincoln Centre Festival в Нью-Йорке. Проект из разряда фестивальных тяжеловесов и в Берлине фигурировал как хедлайнер: ему достались большая и статусная сцена Haus der Berliner Festspiele и малая рядом с нею — там разместилась фотоинсталляция хореографа.
В темной-темной комнате фрагменты репетиции спектакля гасли и появлялись на больших экранах, что вкупе со звуковой партитурой — голосами, текстами и шумами радиозаписи, сделанной Гленом Гульдом в 1977 г. в канадской общине меннонитов, — настраивало на религиозный лад. В самом спектакле, где та же, но более сложная шумовая партитура прослаивается баховскими «Гольдберг-вариациями» в исполнении Гульда, пространство сцены также апеллирует к церковному. Подкрашенный в разные оттенки свет льется из огромного четырехугольного купола над сценой, накрывающего в финале артистов, тела которых, кажется, теперь сами излучают свет. Вступающие в непрочные, летучие отношения друг с другом восемь танцовщиков формируют некое параллельное многоголосье, состоящее из повторяющихся, на манер музыкальных, упражнений и вариаций. Хореографическая паутина из осторожных шагов, внезапных пауз, чувственных акцентов на ступне или кисти, за которые пытается (и не может) один удержать другого, поэтично повествует о хрупкости отношений.
Трепетная, заставляющая любоваться множеством нюансов, но не слишком структурированная хореография Гата вписалась бы, впрочем, в любой контекст. Взаимодействующая же с музыкой именно так — не касаясь, дистанцированно, контрапунктно, — она прелестна в своем нарциссизме, но как будто отсылает к уже перевернутой в contemporary dance cтранице. Зрителей The Goldandbergs будто снова накрывает новой волной французских 90-х, в умеренно-революционный канон которых эстетский проект Гата вполне вписывается.
Подобный подход был начисто опровергнут другим музыкальным проектом фестиваля. Хореограф из Словении Ицток Ковач и его EnKnapGroup разделались в Otetto (8 Swings for His Highness) c помощью дирижера и команды музыкантов с Октетом Игоря Стравинского 1923 года. Тоже не без трепета, но так адекватно, что и композитор поставил бы этой наглой команде пять с плюсом за проделанную работу по деструкции его сочинения.
Музыку глушат здесь немыми сценами, в одной из которых девушка у пульта дирижирует оркестром, но слышно только, как она считает, вздыхает и смешно подпевает; а в другой музыканты напрасно надувают щеки и липнут губами к инструментам — звуков их «духовые» упорно не издают. Музыкантами, которые то выходят на первый план, то исчезают за ширмами, так же как и партитурой, которую то слышно, то не слышно, пятеро танцовщиков манипулируют с азартом и изобретательностью фокусников, вынимающих объекты из шляпы. Пол и стены разрисовываются световой геометрией, отсылающей к пионерам экспериментального кино периода неоэкспрессионистского Октета Стравинского, а сценографическое пространство эксцентрично гуляет, трансформируясь под воздействием всяких фокусов вроде изумительного балета из летающих светящихся шаров, которыми управляют танцовщики.
В самой же хореографии, не претендующей быть чем-то большим, чем часть иллюзии, но при этом завершенной и самодостаточной, энергии, юмора и виртуозности достаточно, чтобы не унизить зрителя интеллектуальностью свето-музыкальных изысканий. Нарциссизм же упоенно забалтывающихся в сольных вариациях танцовщиков в отличие от проекта Гата действует с точностью до наоборот — не удаляет на безопасную дистанцию от музыкального произведения, а максимально приближает, акцентируя творчество как территорию не столько молитвы и священнодействия, сколько ремесла, игры и риска.
Так тесно и в то же время свободно, намекая на новые форматы и горизонты, как Ицток Ковач, с музыкой в contemporary dance давно уже никто не работал.
Берлин
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков