Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Сильфида» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко: артисты собрались с духами

Театр Станиславского и Немировича-Данченко, освоив актуальную хореографию, сделал радикальный шаг к истокам современного балета. Французский хореограф Пьер Лакотт поставил для труппы «Сильфиду» (1832 г.)

Ведомости / Понедельник 05 декабря 2011
В России «Сильфида» вряд ли попадет в топ-десятку классических балетов. Теперь уже мало кто помнит, что до революции это был один из самых успешных спектаклей, отредактированных Петипа. Ревизия, которой подвергла классический репертуар советская власть, оказалась немилосердной к безобидной, казалось бы, истории.
В «Сильфиде» простой крестьянин (действие происходит в Шотландии) накануне свадьбы бросает невесту и устремляется за духом воздуха — прекрасной мечтой, несовместимой с реальностью. Он губит ее и гибнет сам. Спектакль, ставший в XIX в. манифестом балетного романтизма, оказался несвоевременным для победивших рабочих и крестьян. А печальная судьба в России тогда автоматически означала для постановки исчезновение с лица земли — больше нигде в мире не было театров, способных воспроизвести всю мощь большого классического спектакля.
«Сильфиде» повезло. Связанная с ней легенда о Марии Тальони, именно в этом балете якобы впервые поднявшейся на пуанты, разбудила воображение хореографа Пьера Лакотта. Во Франции классика была не востребована, но он взялся возродить спектакль, тем более что его энтузиазм подпитывала любовь к одной мало известной тогда балерине, чей танец вызывал в памяти описания великих романтических танцовщиц. Лакотт работал в музеях и библиотеках, изучая иконографию, описания, партитуры и монтировочные книги парижской Opera эпохи Тальони. Результат работы оказался триумфальным: Лакотт завоевал репутацию главного специалиста по старинным балетам и вернул в репертуар многие забытые названия, в том числе «Дочь фараона» в Большом и «Ундину» («Наяда и рыбак») в Мариинке, а его Сильфида превратилась в мировую звезду первой величины — это была Гилен Тесмар.
Спектакль Лакотта, конечно, не был научной реконструкцией — система записи танца не изобретена до сих пор. Но в «Сильфиде» есть все то, за что мы любим старинные балеты: любовная история, роскошные костюмы, многонаселенные мизансцены, наивные театральные трюки типа исчезновения Сильфиды в камине и ее полеты по воздуху.
Но если в современных балетах, даже сложнейших, достаточно небольшой группы солистов, то старинный балет требует мобилизации всех ресурсов. А кордебалет Театра Станиславского очень пострадал от длившейся несколько лет реконструкции и возникшего тогда же безвластия. И если до этого ансамбль мог и обыграть Большой в отношении единства и выразительности, то в последние годы кадры в него набраны со всей страны и разница выучки сказывается болезненно. Но Лакотт, уже утративший художественную актуальность, остается вдохновенным педагогом и носителем старой балетной культуры. Его московской«Сильфиде» порой не хватает интонационной чистоты, зато она наполнена энтузиазмом, с которым исполняются и танцы сильфид, и крестьянские сцены. На премьеру хореограф, перестраховавшись, пригласил своих любимых артистов — Евгению Образцову из Мариинского театра и премьера Гамбургского балета Тьяго Бордина. Но более интригующим выглядит то, что в недрах московского театра он нашел молодых исполнителей главных партий, имена которых не всегда известны даже специалистам. Их дебюты должны состояться в ближайшее время.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков