Театральная критикаАдрес статьи: http://friday.vedomosti.ru/article/2011/11/11/17856 «Диалоги» Дианы Вишневой. Рекомендует Камила МамадназарбековаВ Москве пройдет вечер примы Мариинского театра![]() Ведомости-Пятница / Пятница 11 ноября 2011 Новую программу Вишневой и продюсера Сергея Даниляна, премьера которой состоялась в прошлом месяце в Петербурге, язык не повернется назвать нафталиновым словом «бенефис». Это кураторски продуманный проект, триптих, подтверждающий интерес танцовщицы к современному искусству. Недавняя виртуозная работа Вишневой в балете Эдуарда Лока в рамках гала «Звезды балета XXI века» показала, что ей даются даже самые сложные его формы. Входящие в состав «Диалогов» три камерных одноактных балета легко рифмуются между собой — девушка и смерть, девушка и страсть, девушка и страх, но главное тут не сюжет, а язык. В первом отделении прима представит американский modern dance, толком не известный отечественному зрителю, во втором — мировую премьеру лирической миниатюры Джона Ноймайера, в третьем — новое для нас имя, которое давно интригует российских любителей современного танца. Три направления, стиля и даже эпохи окажутся лицом к лицу. Диалогическое начало поддержит и видео, в котором хореографы говорят о своей работе. Музейная редкость — экспрессионистский опус Марты Грэм «Лабиринт» (1947) на музыку Джанкарло Менотти. Работы создательницы американского танца модерн, чье влияние на современную хореографию сравнивают с влиянием Пикассо на живопись, никогда не исполнялись в России. Миф о Минотавре интерпретирован в ее балете в психоаналитическом ключе: главной героиней становится Ариадна, ее нить и ее страхи. Угрожающая двурогая скульптура — доминирующий объект сценографии — придумана американским авангардным дизайнером Исаму Ногучи. В образе поедающего девственниц полубыка появляется танцовщик Труппы Марты Грэм Бен Шульц. Темперамента и экспрессии Вишневой хватит не только на путешествие в лабиринт Грэм, но и на собственную интерпретацию, ей очень к лицу все эти резкие взмахи головой, ломаные линии рук и ног и перечеркнутое черными узорами белое платье. Следующее поколение хореографов представляет еще один классик, но живой — Джон Ноймайер. Миниатюра, которую он создал специально для Вишневой, называется «Диалог» (2011) и представляет собой мелодраматическую зарисовку с объятиями, слезами, страстными встречами и расставаниями под звуки «Вариаций на тему Шопена» испанского композитора Федерико Момпоу. Изящный балет-пантомима между женщиной в вишневом и мужчиной в черном (солист Гамбургского балета Тьяго Бордин) разворачивается на почти пустой сцене, из предметного мира здесь только два стула и рояль. За ним — прекрасный пианист Алексей Гориболь. Ну и, наконец, супруги Пол Лайтфут и Соль Леон. Они принадлежат к тому блистательному поколению Нидерландского театра танца, которое сформировалось под влиянием хореографии Иржи Килиана и сегодня гремит по всему миру (Начо Дуато, Йорма Эло, Йохан Ингер и другие). Их «Объект перемен» (2003) — торжественное и печальное сочинение, написанное под впечатлением от неизлечимой болезни подруги. В основе его вторая часть квартета Шуберта «Смерть и девушка», которую Малер переложил для струнных. Хрупкое существо отчаянно борется за жизнь, пытаясь не сойти в стремительном танце с квадратного алого ковра, который четверо в черном раскатывают, кружат, ставят стеной или неумолимо сворачивают. В одной из сцен эти силы судьбы тащат ковер вместе с балериной в темноту, а в другой — разрывают мелодию сдавленными криками. «Лабиринт» интересен как экспонат, часть упущенной традиции, «Диалог» — как личное отношение Ноймайера к своеобразию и таланту Вишневой. «Объект перемен» — еще и свидетельство разнонаправленности ее творческого поиска, для современной балерины международного уровня качества едва ли не обязательного. 16-18 ноября, на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, ул. Б. Дмитровка, 17, тел. 629 28 35 Силы судьбы тащат ковер вместе с балериной в темноту и разрывают мелодию сдавленными криками |