Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Координационная группа, лекция, Минкульт, новые члены АТК, письмо, премия АТК, Седьмая студия, следственный комитет, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, экспертиза
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Па-ра па па-пам

Гвоздь программы 64-го Авиньонского фестиваля стал и главной его провокацией. Papperlapapp Кристофа Марталера фантастически вписан в Почетный двор Папского дворца, но способен оскорбить и ортодоксальных католиков, и терпеливых театралов

Ведомости / Понедельник 19 июля 2010
В одном из французских журналов, сделавших спецвыпуск про Авиньонский фестиваль, есть отличная фотография Кристофа Марталера, выбранного в этом году идеологом и рулевым основной программы: на ней видны щеки и очки знаменитого швейцарского режиссера, а остальные полкадра занимает фонтан брызг — как будто Марталер набрал в рот воды и тут кто-то его рассмешил.
Например, предложением поставить спектакль в Почетном дворе Папского дворца.
Чтобы оценить шутку, надо представить себе каменные стены высотой с девятиэтажный дом, трибуны на 2000 мест и площадку, на которой можно играть в футбол. А потом мысленно поместить в этот монументальный антураж под открытым небом типичных персонажей Марталера — тихих пациентов психиатрической больнички, разыгрывающих меланхоличные гэги на фоне заката европейской цивилизации, от которой осталась лишь великая музыка.
На этот раз — еще и величественная архитектура самого большого замка средневековой Европы. Поэтому на выставке Анны Фиброк, постоянного соавтора-сценографа Кристофа Марталера, макет нового спектакля — единственный, вокруг которого нет коробки. Только планшет сцены, на котором несколько папских гробниц, исповедальня и скамьи католической церкви, а в центре — стиральная машина и уличный лоток-холодильник для колы.
Но персонажи Марталера неизменны. Даром что замысел нового спектакля отталкивается от легендарного конфликта между королем Франции Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII, результатом которого стал перенос папского двора из Рима в Авиньон в начале XIV в. Все равно мы смотрим (с высоты примерно пятого этажа), как один пожилой человек в течение 20 минут качает над чашкой пакетик растворимого чая. А другие пытаются поудобнее устроиться на папских усыпальницах, предупредительно застеленных матрацами.
На самом деле Почетный двор — идеальная площадка для Марталера, который умеет притвориться слоном в ювелирной лавке, оставаясь тончайшим знатоком того, что подвергает язвительной деконструкции. Спектакль про пап в Папском дворце — логичный поворот его любимого сюжета о маленьких людях, потерявшихся в большой истории и культуре. Экскурсовод, который в начале действия приглашает их (и нас) в огромный двор-музей под открытым небом, разумеется, слеп, но самоуверенно указывает на достопримечательности белой тростью: «Дамы и господа, посмотрите направо, посмотрите налево… А вот это — самый чудодейственный объект»: в подтверждение слепой сует голову в стиральную машину и прозревает. После чего первым делом проявляет интерес к тому, что можно разглядеть под юбкой у дамы, склонившейся в молитве.
В общем, взгляд Марталера и автора сценария Оливье Кадьо на религию, историю и человеческую природу по-бунюэлевски саркастичен. Весь спектакль персонажи, которым, как гуманитарную помощь, скидывают с огромной высоты (практически с небес) папские мантии, спорят, что есть истина, но значение этой полемики вполне исчерпывается названием: Papperlapapp — немецкий вариант «бла-бла-бла».
По-русски я бы сказал «Па-ра-па-па-пам», потому что, как обычно у Марталера, эти нелепые люди еще и поют. И музыка (от Баха, Моцарта и Верди до Шопена и Вагнера) не просто уравновешивает сарказм — она становится самым грандиозным аттракционом, какой можно представить в этом пространстве. Папский дворец превращается в живой орган (с ударением на любом слоге): голоса и инструменты звучат из разных окон, с разных этажей, а в кульминационный момент резонируют даже трибуны — звуковая стена, выстроенная автором оригинального саундтрека Мартином Шютцем, вырастает до высоты стен Папского дворца. И вот тут начинается массовый исход оглушенной и возмущенной публики, чьи представления об истине и гармонии, вероятно, непогрешимы, как папский престол.

Больше никогда
Спектакль Papperlapapp поставлен специально для Авиньонского фестиваля и больше не будет сыгран никогда и нигде. Его невозможно повторить в другом пространстве: Папский дворец здесь главный герой, без него происходящее лишится смысла.
Публикации
О роботах на сцене и новых технологиях театра омичам расскажет легендарная Дина Годер
Ассоциация театральных критиков и Омский театр драмы продолжают лекционный проект «Театр XXI века»
ВОмске.ru / 17 февраля 2018

Театральные критики призвали спасти журнал «Современная драматургия»
Colta.ru / 24 января 2018

Театральные критики просят Минкультуры сохранить журнал "Современная драматургия"
ТАСС / 24 января 2018

Павел Руднев прочитает лекцию в омском Драмтеатре
Лекция пройдет в рамках проекта «Театр XXI века», организатором которого является Ассоциация театральных критиков
ВОмске.ru / 09 января 2018

Международная ассоциация театральных критиков протестует против домашнего ареста Кирилла Серебренникова
International Association of Theatre Critics / 18 декабря 2017

Язык российской современной драматургии. Читает Анна Банасюкевич.
Ассоциация театральных критиков и Омский государственный академический театр драмы представляют лекционный проект АТК «Театр XXI века».
Омское отделение СТД / 17 декабря 2017

Спектакль "Старик и море" признан лучшим в этом году
Ассоциация театральных критиков назвала победителей этого года. В номинации "Спектакль года" лучшим признан "Старик и море" Анатолия Васильева.
Радио "Культура" / 14 декабря 2017

Ассоциация театральных критиков назвала Алексея Малобродского человеком года
Meduza / 13 декабря 2017

Ассоциация театральных критиков назвала "Человеком года" продюсера Алексея Малобродского
АТК также отметила деятельность режиссера Кирилла Серебренникова, подчеркнув его "экстраординарную верность профессии"
ТАСС / 13 декабря 2017

Первый Форум негосударственных театров проходит в Петербурге
Вместе с Ассоциацией театральных критиков России Форум проводит серию открытых лекций
Комсомольская правда / 17 ноября 2017

Новосибирских блогеров приглашают в театральную школу
С 3 по 6 декабря при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации на базе Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» пройдут бесплатные занятия «Школы театрального блогера»
Академия новостей / 13 ноября 2017

В Омском академическом театре драмы будут читать лекции для горожан
Ассоциация театральных критиков займется просветительской работой
Новый Омск / 08 ноября 2017

В Воронеже Камерный открывает школу театрального блогера
Читать лекции и проводить семинары будет известный критик Глеб Ситковский
«TV Губерния» / 21 сентября 2017

Камаловский театр запускает в Казани «Школу театрального блогера»: для кого существует театр?
«Школа театрального блогера» была инициирована Ассоциацией театральных критиков.
Информационное агентство "Татар-ирформ" / 19 сентября 2017

В трех городах России откроется образовательный проект «Школа театрального блогера»
Ассоциация театральных критиков России объявила о запуске совместной с Союзом театральных деятелей образовательной программы «Школа театрального блогера». Первый пилотный курс стартует в Казани, а затем пройдет в Воронеже и Новосибирске.
АФИША DAILY / 19 сентября 2017

В Уфе стартует VI Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык»
В рамках Фестиваля в Доме актера им. Б. Юсуповой будет проведена лекция театроведа Ассоциации театральных критиков Москвы Игоря Овчинникова «Интернет-технологии в театре»
Глас народа / 06 сентября 2017

Ассоциация театральных критиков назвала «формой пыток» арест фигурантов дела «Седьмой студии»
Медуза / 25 августа 2017

Все публикации