Театральная критикаУ кого надо ногаХрустальную ногу Анны Павловой выдали восьми участникам международного фестиваля Dance Open. Они стали первыми обладателями награды, которую ежегодно будет вручать жюри во главе с Наталией МакаровойВедомости / Вторник 06 апреля 2010 В отличие от кино- или музыкального мира в балете всего несколько наград международного уровня. Поэтому фестивалю Dance Open, уже несколько лет собирающему на гала-концерты звезд Европы и Америки, с первого раза удалось завлечь персонажей первого ряда — как к работе в жюри, так и к участию в конкурсе. Разобраться в формальностях пока нелегко: почему, например, директор и премьер Berliner Staatsballet Владимир Малахов, действующая балетная звезда, сидит в жюри, а его ровесник Игорь Зеленский, тоже возглавляющий балетную труппу и ставящий собственные спектакли, танцует перед ним «Баядерку»? Или: за что организаторы устранили от участия в конкурсе хореографов, сосредоточив внимание на исполнителях? Не ответив на них и не сделав процедуру выдвижения номинантов и выбора победителей максимально прозрачной, Dance Open вряд ли обретет авторитет «Оскара», о чем мечтает Наталия Макарова. Но основание в будущий успех заложено выбором первых лауреатов. Мистером и мисс виртуозность оказались Наталья Осипова и Иван Васильев из Большого театра. Правда, название номинации, в которой они победили, слишком примитивно толкует их возможности. Однако па-де-де из «Пламени Парижа» (с тройными со де басками Васильева, которые не делает больше никто в мире, и уникальным осиповским фуэте с подскоком), выбранное для презентации пары, педалировало именно эту грань их таланта. Так же как и па-де-де из «Дон Кихота» в исполнении Виктории Терешкиной, которая разделила с Осиповой награду. Прима Мариинского театра эталонно воспроизвела все трюки, но в этом номере не было того нового дыхания, которое обретают при встрече с ней балеты Баланчина. Ни номер Alles Walzes, ни хрестоматийный дуэт из «Манон» не объяснили победы звезды Берлинского балета Полины Семионовой в номинации «Мисс выразительность», тоже безусловной, — она доказала это своей выдающейся Жизелью. Признание Юргиты Дрониной и Луки Ветере из Шведского Королевского балета «Лучшей парой» можно считать суперуспехом организаторов — благодаря им на орбиту выходит изысканная, тонкая, вибрирующая от движения воздуха балерина мирового класса. Главный приз, название которого совпадает с именем фестиваля, достался испанской звезде Баварского балета Лючии Лакарра. Бессчетный раз станцевав адажио из балета «Таис», балерина умудрилась улучшить свое идеальное исполнение — с партнером Марлоном Дино переходы из одной поддержку в другую стали еще менее осязаемы, а линии бесконечны. Это совершенствование неуловимого, неопределимого словами, наверное, и есть движение души. Балет умеет поймать его, как никакое другое искусство. |