Театральная критикаОтраженный в БежареГастроли итальянского балетаВедомости / Четверг 01 февраля 2001 Два спектакля «Невский проспект» и «Пилигримы» показал в Москве на сцене Концертного зала им. Чайковского Ансамбль современного балета из Тосканы. Неизвестная труппа смогла вызвать некоторый интерес избалованной столичной публики благодаря своему создателю и руководителю Мише ван Хуке. В балетном мире это имя: ученик Ольги Преображенской и Ролана Пети, один из любимейших танцовщиков Бежара, на протяжении 22 лет бывший солистом «Балета XX века», а затем художественным руководителем его же школы «Мудра». Двадцать лет назад отпочковавшись от Бежара и создав собственный Ансамбль современного балета, Миша ван Хуке, как и большинство танцовщиков «Балета XX века», в душе остался артистом Бежара. Бежар стал балетным гуру для целого поколения. Он превратил кастовое искусство, в котором арабеск прима-балерины может быть важнее содержания четырехактного балета, в массовое. Любимой сценической площадкой Бежара стали стадионы и городские площади. Его танцовщики, уходившие от него со страшными скандалами или сохранившие дружбу с ним на всю жизнь, навсегда остались выразителями этих идей. В Италии стране с великим балетным прошлым и скудным настоящим имидж бежаровского солиста уже 20 лет позволяет существовать труппе Миши ван Хуке. Как и большинство мелких балетных компаний, она ведет кочевой образ жизни. Несмотря на рекламу «лучших молодых танцовщиков», амплитуда их профессиональных возможностей огромна. Среди них встречаются и выпускники престижных балетных школ, и переквалифицировавшиеся в танцовщиков актеры. Спектакли ван Хуке не требуют изощренного хореографического мастерства. Режиссура для него интереснее хореографии, владение словом важно не меньше, чем танцем. А умение красиво встать в ecarte с гордостью обыгрывается в любой роли. Как и балеты Бежара, спектакли ван Хуке созданы для улиц и площадей. И в «Пилигримах», проповедующих единение мировых религий (тема, давно облюбованная Бежаром), среди героев неожиданно оказываются Боб Дилан и Хорхе Донн. А в «Невском проспекте», на фоне звучащего по-итальянски текста Гоголя, Акакий Акакиевич обитает в современном офисе, где танцуют под джаз и техно. Для ван Хуке мир навсегда застыл отраженным в Бежаре. В соответствии с установками учителя он адаптирует великую классику и великие идеи для массового сознания. Десять лет сотрудничества с Риккардо Мути, Лукой Ранкони и Лилианой Кавани на его творчестве не отразились. |